Поэтапный план урегулирования карабахского вопроса возможен, но он должен предусматривать «соразмерные компромиссы» всех сторон конфликта, заявил глава МИД Армении Зограб Мнацаканян в понедельник на заседании парламентской комиссии по внешним связям.
«Если кто-то полагает, что возможен поэтапный план с нарушением соотношения обязательств, то скажу, что это не сработает. В свое время один из наших коллег говорил, что армянская сторона согласна на поэтапный план: на первом этапе решается вопрос статуса, потом – все остальное», — важно заявил Мнацаканян.
По его словам, очень важно сформировать план, в котором обязательства сторон будут сбалансированы.
Мнацаканян отметил, что для Армении неважно, будет ли решение поэтапным или пакетным. Главное – сохранить баланс сторон при реализации плана урегулирования.
«Мы всегда говорили о том, что решение проблемы основано на принципе взаимных уступок. Никто не может ожидать от Армении каких-то шагов, предполагающих уступки и способных навредить нашей национальной безопасности», – продолжил он. Мнацаканян напомнил, что уже комментировал заявление российского коллеги Сергея Лаврова, кроме того, по данному вопросу был озвучен комментарий пресс-секретарей МИД Армении и России.
«Я думаю, что в этом плане нам больше нечего добавить. Нет необходимости «копаться» еще больше…», — сказал Мнацаканян.
«Повторения апреля 2016 года не будет, не будет 1991-1994 гг. Наши позиции гораздо прочнее, и я чувствую себя спокойно в этом плане», — резюмировал он.
21 апреля глава МИД России Сергей Лавров заявил, что стороны ведут обсуждения по урегулированию карабахского вопроса на основе документов, подразумевающих поэтапный подход.
В ответ на это заявление руководитель внешнеполитического ведомства Армении Зограб Мнацаканян сказал, что «армянская сторона не пойдет ни на одно решение, которое поставит под угрозу безопасность населения Карабаха».
23 апреля пресс-секретарь МИД Армении Анна Нагдалян, комментируя слова главы МИД России Сергея Лаврова о процессе мирного урегулирования вопроса, заявила, что армянские власти не обсуждают поэтапное решение карабахской проблемы.
Комментарий Minval.az
Нынешние заявления Зограба Мнацаканяна как минимум заслуживают внимания. По сути дела, он попытался представить дело так, будто бы Армения готова обсуждать поэтапный план урегулирования, но тут же озвучил новую «начинку» этого плана: сначала статус, потом все остальное, плюс еще «соразмерные» уступки со стороны Азербайджана. Что кроется за туманными намеками, тоже можно понять. Судя по всему, в Иреване намекают, что Азербайджан должен признать «независимость Карабаха», подарить Армении Лачин и Кельбаджар, а вот потом в Иреване будут готовы «поговорить» об остальном. Но примечательно, что все эти мечты Мнацаканян предварил намеками на согласие Армении обсудить поэтапный план урегулирования.
Вряд ли Зограб Мнацаканян настолько оторвался от реальности, что всерьез рассчитывает на успех своего политического жульничества. Происходит другое.
В самом деле, по горячим следам заявления Лаврова в Иреване были уверены, что могут позволить себе публично «пинать» поэтапный план урегулирования и заявлять, что не желают вести переговоры на его основе. Но теперь, после интервью главы МИД Азербайджана Эльмара Мамедъярова Minval.az, ситуация изменилась. Азербайджан по сути озвучил «неофициальный ультиматум»: или переговоры всерьез, или Баку прибегнет к другим средствам восстановления своей территориальной целостности. В Иреване, а в особенности в ведомстве Зограба Мнацаканяна, понимают: теперь публично отказываться от переговоров на основе поэтапного плана урегулирования стало слишком рискованно. В таком случае Армении придется принимать на себя ответственность за срыв переговоров со всеми прогнозируемыми последствиями, вплоть до возобновления войны.
Но если теперь МИД публично признает свой провал на международной арене, подтвердит, что иреванская «дипломатическая истерика» ни к чему не привела, и переговоры придется вести не на своих условиях, это вызовет предсказуемое возмущение местных «профессиональных патриотов» — и это с учетом существующих в Армении традиций политического террора и наличия здесь такой партии, как «Сасна Црер». В МИД Армении, в конце концов, работают живые люди, и им просто по-человечески страшно выйти и сказать, что выхода нет, и от Карабаха придется отказываться.
Наконец, накал ситуации достиг той черты, когда и отмалчиваться у МИД Армении не получится. Особенно после информационно-дипломатической атаки азербайджанской стороны.
И в результате глава МИД Армении не просто устраивает на дипломатической трибуне сеанс фокусов в стиле Амаяка Акопяна, пытаясь извлечь из «поэтапного плана» нечто такое, чего в нем никогда не содержалось. Он пытается изобрести такие формулировки, чтобы мировое сообщество услышало в них «да» поэтапному плану, но местные радикалы точно так же услышали бы «нет» его реальному содержанию. То есть отчаянно балансирует между мнением мирового сообщества и армянских же радикалов, будучи не в состоянии решить, кого ему следует больше опасаться и перед кем скорее надо капитулировать.
И на этом фоне Зограбу Мнацаканяну лучше держать в голове: в Азербайджане уважают закон и международное право — в отличие от армянских радикалов. Тем более что предлагаемые ими меры все равно закончатся капитуляцией Армении, но вот ценой куда больших жертв. Так что капитулировать перед Баку куда безопаснее. Особенно если в результате этой капитуляции Азербайджан будет обеспечивать порядок не только в Ханкенди, но и в Иреване.
Нурани, политический обозреватель