Владимир Жириновский, политик насколько эпатажный, настолько же близкий к Кремлю, вновь напомнил о себе. И высказался по наболевшей теме «зловредного западного влияния» на постсоветском пространстве (тем более что недавний визит Помпео давал здесь изрядную пищу для размышлений и комментариев). Как уверял Владимир Вольфович, страны Балтии, Украина, Беларусь, Молдова, Грузия и Армения «будут постепенно поворачиваться на Запад и становиться антироссийским плацдармом». При этом, по его словам, «Азербайджан может устоять. Там во главе Республики более мудрый человек, чем в других, бывших советских».
Намеренно не будем устраивать подобный разбор «сравнительной близости к России» стран постсоветского пространства и напоминать, кто входит в ЕАЭС и ОДКБ, кто — нет, кто реализует проект «Южного газового коридора», из-за которого у России вполовину падают поставки газа в Турцию и кто, создав с РФ «совместные группировки» сухопутных сил и сил ПВО, теперь даже не контролирует собственную армию. Владимир Вольфович может «сказануть» еще и не такое. Суть в другом. Москву, похоже, всерьез рассердили регулярные попытки Иревана продемонстрировать «разворот на Запад». Строго говоря, для любого вменяемого политика очевидно, что для полноценного «разворота», «правосубъектности» и прочих красивостей Армении надо начинать с урегулирования конфликта с Азербайджаном (причем на основе международного права, а не своих аппетитов), выстраивания внятной экономики, а уже потом устраивать жесты и политические демонстрации, но одно дело — профессиональные политики, и совсем другое — Пашинян.
И в результате на Южном Кавказе создалась в некотором смысле парадоксальная ситуация. Азербайджан проводит независимую политику, не участвует в российских интеграционных проектах, признает Крым украинским, а Сухуми и Цхинвали — грузинскими, но в то же время выстраивает с Россией предсказуемые добрососедские отношения и воздерживается от демонстративных антимосковских жестов. А вот со стороны Иревана, точнее, Никола Пашиняна и его команды, такие «сюрпризы» следуют регулярно. Армения — член ЕАЭС и ОДКБ, где РФ контролирует внешние границы, электросети, железную дорогу, сотовую связь, но местное «революционное правительство» то закрывает трансляцию российских каналов, сославшись при этом на вопросы национальной безопасности, то выбрасывают из тендера российского поставщика стрелкового оружия и военной оптики, то выкидывает еще что-нибудь.
И вот теперь Жириновский, при всей своей эпатажности, направляет «месседж» — ставит Азербайджан в пример Армении.
И как это понимать?
Вряд ли, конечно, заявление Жириновского — это повод задуматься о переменах во внешней политике Азербайджана. Может, для тех, кто по-прежнему ждет «руководящих указаний» из первопрестольной, это прозвучит как потрясение основ, но, во-первых, на такой поворот мало что указывает. Во-вторых, ключевые решения принимаются в Баку. А в-третьих, озвучивать их уж точно будет не Жириновский. Тем более слова Владимира Вольфовича не стоит воспринимать как указание на возможный «пересмотр» уже Россией своих «проармянских» политических ориентиров, которых она придерживается лет этак двести при всех властях. Все куда приземленнее. И сложнее. Свой месседж Жириновский озвучил в то время, как в Армении размываются позиции Пашиняна. Популизма, обещаний и внешних революционных эффектов предсказуемо хватило ненадолго, а реальных результатов нет и не предвидится. Руководитель общественной организации «Группа «Альтернативные проекты» Ваге Ованнисян вообще высказал крамольную мысль, признав, что в Азербайджане действительно идут глубинные реформы, а Армения под руководством Пашиняна идет «к единоличному управлению, не имея какой-либо грамотной программы перспективного развития, дорожной карты модернизации страны». Давид Шахназарян, экс-глава СНБ Армении, признает: Азербайджан на переговорах загнал Пашиняна в угол. Соучредитель партии «Адеквад» Артур Даниелян уверен, что «премьер-министр даст Азербайджану и международному сообществу то, чего они хотят, то есть возвращение азербайджанских беженцев, легитимный статус азербайджанской общины Карабаха и т.д. Еще один политолог, Карен Бекарян, обвиняет Пашиняна в попытке одурачить собственный народ: Пашинян то заявляет, что никакого документа на столе переговоров нет, то признает, что получил «в наследство» от прежних властей невыгодный переговорный документ, а глава МИД вопреки указаниям премьера, ведет переговоры на его основе? Понятно, что Армения оказалась в столь незавидном положении по вполне объективным причинам. Уважение границ — это основа международного права. К тому же растет политический вес и авторитет Азербайджана. Только вот об этом в Армении говорить вслух не любят. Зато с упоением используют «карабахскую карту» во внутриполитических «разборках».
А у Москвы здесь свой расчет. В РФ с самого начала в лучшем случае молча терпели Пашиняна, а теперь недовольство непредсказуемым армянским «народным премьером» дошло до критической черты. Кремль уже заказал своим аналитикам прогноз ситуации в Армении. А это верный признак, что там готовятся к «активным действиям» на армянском поле и «Армении после Пашиняна».
Возможно, что ставит Кремль на президента Армении Армена Саркисяна. Показательно, что сторонники Пашиняна уже обвиняют его и в наличии британского гражданства, и наличии собственного интереса в азербайджанских нефтяных проектах (!). Впрочем, вполне возможно, что Армен Саркисян должен придать будущей политической перекройке легитимность, а вот на вершине власти окажется Артур Ванецян, бывший глава СНБ. Его, напомним, поздравил с юбилеем Рамзан Кадыров, и для многих экспертов это оказалось верным «индикатором», кто в сегодняшней Армении «кремлевский кандидат». А Ванецян после своей отставки не просто выступает с открытыми письмами, где подвергает Пашиняна жесткой критике — он уже объявил о намерении создать свою партию. И если конкретные «персональные» приоритеты Москвы — это все же предмет гадания, детали, как именно их будут приводить к власти — тем более, то вот сам факт существования у Кремля «активных планов» в отношении Армении сомнений не вызывает. Как и то, что на этом фоне в Москве будет звучать критика в адрес Пашиняна, особенно на этаком полуофициальном уровне. Как и намеки, что если Армения сменит приоритеты, то так же может поступить и Москва, и тогда Иревану останется только вспоминать предупреждения Геворга Мирзаяна, что для Армении это будет «кирдык». Только вот это не значит, что Москва действительно отказалась от поддержки своего форпоста. Другое дело, что московские «стратеги», похоже, решили при помощи своей игры на армянском поле заодно «произвести неизгладимое впечатление» на Азербайджан и добиться от нашей страны серьезных стратегических уступок — в обмен на туманные намеки и обещания. Что выглядит особенно пикантно на фоне понимания, что РФ не соблюдает даже подписанные межгосударственные соглашения. Так что «отрихтовать» свой форпост у Москвы, по всей видимости, получится. А вот успешно «торговать воздухом» с Азербайджаном — уже нет.
Нурани, политический обозреватель