«Транскаспийский маршрут» экспорта газа может обойтись без трубопровода
США высоко оценивают роль Азербайджана в обеспечении энергетической безопасности Европы и мира. «Мы выражаем свою поддержку вкладу Азербайджана в обеспечении энергобезопасности Европы и мира, — заявил посол США в Азербайджане Эрл Литценбергер на симпозиуме по Региональной энергетической безопасности в университете ADA. — С этой точки зрения Азербайджан является единственным альтернативным российскому газу поставщиком для Европы в направлении «Восток-Запад». В частности, США поддерживают проект «Южного газового коридора» и все вовлеченные в него компании». Азербайджанский газ на европейских рынках — это, добавим от себя, уже не «смелый проект», а реальность, которая не только обещает Азербайджану экономические и политические дивиденды, но и резко меняет расклад сил, прежде всего для Москвы. Конечно, никто не пытается сегодня полностью «вытеснить» Россию с европейского газового рынка, но вот ее статус монополиста уже «улетучивается». А вместе с ним — и возможность использовать поставки газа как средство давления и шантажа.
Сегодня, однако, эксперты обсуждают следующий шаг — возможность подключения к азербайджанскому проекту «Южный газовый коридор» экспортеров газа из Центральной Азии. США и Европа открыто подталкивают государства Центральной Азии к выходу на европейские рынки через «Южный газовый коридор». Во всяком случае, еще в мае помощник госсекретаря США по энергетике Сандра Оудкирк заявила, что Вашингтон позитивно оценивает подписание в прошлом году Конвенции о статусе Каспийского моря и призывает Туркменистан воспользоваться достигнутыми договоренностями каспийских государств для подключения к «Южному газовому коридору», что даст этой стране позитивный импульс к развитию. Самая популярная идея здесь — строительство Транскаспийского трубопровода (предполагаемая мощность — от 10 до 30 млрд кубометров газа в год).
Однако на этом фоне пристальное внимание привлекает еще одна новость — уже из Туркменистана. Здесь в городе Овадандепе введен в эксплуатацию крупнейший в Центральной Азии комплекс по переработке природного газа. Производственные мощности предприятия рассчитаны на переработку 1,785 млрд куб м газа в год. Здесь будет производиться 600 тыс тонн бензина стандарта Euro-5, также 12 тыс тонн дизельного топлива и, самое главное, 115 тыс тонн сжиженного газа в год. «Наша страна идет в ногу с научным прогрессом. Мы хотим сделать Туркменистан центром экологически чистой экономики», — заявил, выступая на церемонии запуска комплекса в эксплуатацию, президент центральноазиатской республики Гурбангулы Бердымухамедов. Аналогичное предприятие строится и в Узбекистане.
А вот это уже интересно. Потому как в мире набирает популярность использование танкеров-«газовозов», предназначенных именно для перевозки сжиженного газа. Как уверены специалисты, эти технологии могут совершить революцию на рынке газа, причем не только «экономическую». Еще несколько лет назад у побережья Литвы появился терминал для приема сжиженного газа, в основном из Норвегии — с его помощью Вильнюс избавился от энергетической зависимости от Москвы. Справедливости ради,
Россия тоже с гордостью рассказывает о своем проекте «Сабетта» по добыче газа на Крайнем Севере, откуда его доставляют потребителям танкеры-«газовозы». Но в те же дни США призывают Европу не строить новые трубопроводы по доставке газа из России, а приобретать сжиженный газ из Катара.
На Каспии, где во время первого «нефтяного бума» в Баку был спущен на воду первый в мире танкер «Зороастр», танкеры-«газовозы» не появились — по крайней мере пока. Однако появление в Туркменистане и Узбекистане новых предприятий, способных, кроме всего прочего, еще и производить сжиженный газ, уже открывает возможности для использования этих технологий и на Каспии.
А вот это уже обещает не столько экономический, сколько политический «переворот». Поясним. Для стран региона строительство Транскаспийского газопровода открывает заманчивые перспективы. Вряд ли имеет смысл напоминать: государства, лежащие к востоку от Каспия, располагают большими запасами газа, но, в отличие от Азербайджана, не имеют независимой системы его экспорта на европейский рынок. После распада СССР Россия скупала местное «голубое топливо» у устья скважины, затем транспортировала по своим трубопроводам и перепродавала в Европе уже от своего имени и с солидной «накруткой». И если теперь у Туркменистана, Узбекистана, Казахстана появляется возможность независимого экспорта газа в Европу сначала по транскаспийскому газпроводу, а затем — по ЮГК, это коренным образом меняет дело. Центральноазиатские экспортеры получают выход на европейский рынок без «ножниц цен», другой уровень доходов от газа и связей с Европой. Азербайджан получает доходы от транзита, еще больше укрепляет свои политические позиции в Европе и получает дополнительные политические гарантии безопасности — энергетическая безопасность накрепко связана с политической. Продолжать можно до бесконечности, но от таких планов, мягко говоря, не в восторге Россия. Об этом накануне напомнил посол РФ в Баку Михаил Бочарников: «Позиция России по данному вопросу остается неизменной. Прежде всего, мы должны руководствоваться требованиями взятых на себя обязательств по международным соглашениям в сфере защиты и охраны окружающей среды, а также пониманием того, что гипотетические и далеко не очевидные выгоды отдельных «экономоператоров» не должны превалировать над долгосрочными интересами населения прикаспийских государств и перспективами сохранения экосистемы водоема».
Впрочем, нетрудно догадаться: на самом деле Москву волнуют собственные «газовые» интересы. И ставки для нее действительно высоки. Дело не только в «ножницах цен». Российские эксперты «проговариваются»: экспортные планы «Газпрома» превышают тот объем газа, который может быть направлен на экспорт с российских месторождений. Планы строительства трубопроводов «Турецкий поток» и «Северный поток-2» имеют смысл только в том случае, если Москва по-прежнему будет продавать «от своего имени» центральноазиатский газ, закупая его у устья скважины. А вот тут уже есть вопросы.
Несколько лет назад Туркменистан попытался избавиться от такой зависимости, но найти новых рынков для сбыта своего газа так и не смог. Теперь «Газпром» вроде бы объявил о заключении с Туркменистаном контракта на закупку газа сроком на пять лет. Только вот это еще не значит, что Москва может праздновать победу. По мнению многих экспертов, у Ашхабада остается еще предостаточно «свободных объемов» газа. Казалось бы, заявление Бочарникова не дает шансов Туркменистану решить вопрос «физического» выхода на европейский рынок. Но строительство «газовых заводов» на восточном берегу и газового терминала — на азербайджанском побережье и танкеров-«газовозов» уже позволит реализовать «транскаспийский маршрут» экспорта газа из Центральной Азии в Европу по Южному газовому коридору без строительства Транскаспийского трубопровода как такового. Просто потому, что, согласно известной поговорке, «вода пробьет себе дорогу». Экспортный газ, как показывает практика, тоже.
Нурани, политический обозреватель