Блиц-интервью Minval.az с известным адвокатом Эльманом Пашаевым, первым заместителем Председателя Федерального Совета всероссийской политической партии «ЧЕСТНО». В сентябре 2019 года пройдут выборы в Московскую городскую думу. Э.Пашаев намерен баллотироваться на предстоящих выборах в Мосгордуму.
В ходе интервью было затронуто несколько важных вопросов, в частности, насколько важно урегулирование вопросов армяно-азербайджанского конфликта в российском и азербайджанском социуме. Стоит ли подогревать страсти или все же разумнее будет решать вопросы миром? Адвокат отметил: до сегодняшней молодежи надо донести, прежде всего, что армяне – наши соседи. Нравится нам это или нет, они – соседи. И это определение – соседи. С каждым человеком надо уметь общаться.
— В свое время из-за нашего бездействия и отказа от попытки общения все и случилось, поверьте. Если бы мы могли пойти на диалог, рассказать и доказать, все могло бы сложиться иначе. Сегодня люди уже другие, не такие как раньше. Никто не хочет посылать своего сына на бойню – не важно во имя чего, причем, и с нашей стороны, и со стороны наших соседей. Надо уметь донести это. Сейчас самое опасно орудие – это СМИ. Я вас уверяю, даже ядерное оружие куда безобиднее. Все зависит от слова, а точнее, от того, как именно вы доносите ту или иную информацию. А потому я еще раз говорю – надо уметь общаться.
— Обращаются ли к вам лица армянской национальности за адвокатской помощью?
— Само собой. В том числе и генералы, бакинские армяне, безумно любящие Баку и азербайджанцев в целом. Поверьте, они очень хотят приехать в Баку, но не могут. Однажды был такой случай: мой клиент (истец), армянин по национальности, и ответчик–генерал, тоже армянин участвовали в процессе. Судья смотрит и говорит: да уж, два армянина ругаются, а азербайджанец им разрешает. Конечно же, это наша профессиональная деятельность, мы не отбираем клиентов по принципу национальности. Так же, как и врачи – и армяне, к которым в России тоже обращаются все, в том числе и азербайджанцы. Это же профессиональная деятельность, и она является территорией общей – неполитизированной и прозрачной. То же самое и адвокатура — вне политики, вне национальности. Но когда речь заходит о моем народе и моей стране в тот момент, когда я не адвокат, а просто азербайджанец – у меня внутри все горит. Я – патриот, я люблю свою страну, и мне очень больно.
Я прослеживаю публикации в азербайджанских СМИ, общаюсь с нашими гражданами, и я вас уверяю – лучшей страны, чем Азербайджан я не встречал, хотя и бывал, и работал в разных странах мира. И потому я всякий раз приглашаю в Азербайджан своих коллег, знакомых, друзей, чтобы они, увидев мою Родину, донесли до широких общественных масс о всех преимуществах, красоте и стабильности Азербайджана. Чтобы они убедились в том, что моя Родина – это рай на земле. К сожалению, вы этого не понимаете, потому что вы живете здесь и постоянно пытаетесь увидеть недостатки. А тем не менее, они есть везде – даже в самых развитых странах мира. Часто слышу от своих соотечественников, побывавших в США и Европе похвалы в адрес этих стран. Но опять же я прошу не путать ПМЖ с туризмом. Это совершенно разные понятия. Вы в курсе, что в Японии – стране с наиболее четкой законодательной базой в мире, в стране со стабильной экономикой и высокими технологиями люди постоянно жалуются на то, что у них все плохо?
Запомните: нет ни одной нации, которая бы не пыталась «сжирать» своих соотечественников. Но все же есть исключения: к примеру евреи, да те же самые армяне – они постоянно сплочены, чего не скажешь о представителях других народов, в том числе и нашего. Да, армяне между собой тоже устраивают чуть ли не междоусобицы, но как только они чувствуют опасность, то моментально становятся по принципу спина к спине, плечо к плечу – во имя государственных интересов. Они всегда готовы поддержать соотечественников и морально и материально – не имеет значения. И мне очень обидно, что наш народ на такое не способен. Самая большая беда нашего народа, это то, что все хотят стать начальниками. Я всегда говорю, что в государстве бывает один президент и один премьер-министр. Наши же сограждане непременно все хотят занимать руководящие позиции. Но как вы сами понимаете, каждому – по способностям. Сегодня нашими соотечественниками в России создается огромное количество общественных организаций, но что они дают, если все они разрознены? Нужно сплоченность, а ее нет. Нужно на должности назначать не кого попало, а уважаемых, авторитетных людей – профессоров, ученых, но не коммерсантов. Да, коммерсант пусть помогает – материально, если он патриот. Повторяю – каждый должен заниматься своим делом. Самая большая беда нашего народа – это «я». Но зачастую непонятно: я – это личность или последняя буква в алфавите и самая большая беда? Не окружайте себя родственниками и друзьями по принципу «не назначу — обидятся». Работа таких приемов не терпит, в результате страдает дело. А тем не менее, барьеры должны устраняться. Перед тобой враг? Общайся с ним! Общайся! Не строй работу по принципу – вот этот человек враждует с моим родственником, а значит, и я с ним буду враждовать. Даже если это твой кровник – ты должен уметь с ним разговаривать. Кроме того, надо помнить одно: в общественной организации не бывает начальников. И если ты – президент общественной организации – ты все равно не начальник. Люди приходят к тебе со своими проблемами, и приказывать ты не можешь. Ты можешь просить, подсказывать, советовать, но не приказывать. Нельзя ставить узкие цели, нужно уметь мыслить широко, тем более, если уж ты сидишь на должности руководителя. Нельзя сводить работу к личным интересам. Работа – это океан без границ.
— Скажите, какая разница между системой судопроизводства в России и Азербайджане? Такая же коррупция, или все-таки разница есть?
— Дело в том, что в России очень сильная законодательная база, и в этой системе очень сложно выстраивать коррупционные пирамиды по принципу «у меня есть знакомый в суде, которому надо заплатить энную сумму». А потому «проблемы коррупции», связанные с российскими судами – в основном, раздуты теми, кого «кинули». То есть, кто-то пообещал «помочь» за деньги, взял эти деньги и естественно не помог. Мы же сами делаем огромное количество ошибок, надеясь на ту же саму коррупцию, поощряя ее.
К примеру, добровольно платим деньги за оценки своего ребенка, а ребенок, тем временем растет балбесом. Точно так же впоследствии покупается диплом. А зачем? Зачем нужен диплом, если ребенок не получил элементарных базовых знаний, если у него вообще нет образования? На самом деле, это катастрофа. Образование, воспитание и семейные ценности – это самое главное. Если этого не будет, то ситуация еще 100 лет не изменится. Но меняться несомненно должно. У нас в стране очень красивые традиции, обычаи, у нас прекрасные люди, которых я очень люблю – сердобольные, добрые, с уважением относящиеся к старикам и женщинам. Это надо беречь. Но опять же повторяю – вы живете в Азербайджане, а потому всего этого не чувствуете в попытке поиска проблем. Вы этого не понимаете.
— В азербайджанской законодательной базе существует огромное количество пустот, плюс отсутствие механизмов работы того или иного закона. Во всяком случае, об этом говорят не только правозащитники, но и адвокаты, в том числе и именитые. Потому и критика, не ругань – заметьте.
— А почему правозащитники дают оценку законодательствам? Это должны делать специалисты, хорошо знающий и теорию юриспруденции, и практику. Вы запомните одну вещь: мало просто знать закон. Нужно еще уметь применить его. А применять закон должны адвокаты. Даже следователь или судья, каким бы он ни был ангажированным, никто не будет в тюрьме сидеть, если на это нет законного основания. Ведь в Уголовном кодексе фиксируется все: любое неправосудное решение, или злоупотребление должностными полномочиями, или же их превышение. Этого может не знать простой гражданин, но человек, напрямую имеющий отношение к юриспруденции, это прекрасно знает. Когда следователь расследует уголовное дело, и адвокат некомпетентен, то в суд идет именно некомпетентный отчет адвоката. А вы говорите – коррупция. А тем не менее, виноваты в этом те, кто неправильно безграмотно выстраивает принцип так называемой «защиты». Если будет мощнейшая система защиты, то все поменяется. На самом деле, меня очень радует тот факт, что на должности главы Коллегии адвокатов Азербайджана сегодня сидит правильный и умный человек – Анар Багиров. Сейчас это солидная организация – со своими реквизитами, со своим сайтом, с хорошей репутацией. А ведь раньше ничего этого не было. Свою работу они начали именно с прозрачности и доступности. Меня восхищают его методы работы, хотя заметьте – он мне не друг, и я данными словами не преследовал цели сделать ему рекламу. Согласно его принципам, адвокат должен быть профессионалом. А потому – если ты профессионал, то пойди и получи официальный статус. А если нет – тебя к делам и близко не подпустят, пока не выучишься и не станешь профессионалом.
Ведь работа адвоката подобна работе врача. Врач применяет неправильное лечение, и если оно не закончится летальным исходом для пациента, он может исправить свою ошибку. У адвоката шансов нет. Как только адвокат допускает ошибку – все. Снежный ком покатился. Ведь судебная система подобна пирамиде: если ты не сумел грамотно выстроить принцип защиты, то чем выше вершина пирамиды, тем сложнее и по сути невозможнее будет защита. А потому – какой будет эта защита, можно уже судить по первой инстанции, где нужно суметь заткнуть, как говорится «все дыры». А если ты затыкаешь 9 дыр, а 10-ю не можешь, то судья, при вынесении решения, будет ссылаться именно на 10-ю. Именно поэтому люди и говорят: суд подкуплен, судья ангажирован, следователи продажные, адвокат – передаточное звено между обвиняемым и судьей… Так что коррупция – в любой стране мира – зиждется на безграмотности и человеческом факторе.
— Скажите, а почему вы решили баллотироваться в Мосгордуму? Что привело вас к такому решению?
— Спасибо моим надежным друзьям. После их совета и при их поддержке я решил предпринять такой шаг. Дай бог, мы добьемся успеха.
— Какова роль Мосгордумы? Какие у вас планы в случае избрания депутатом?
— Мы хотим прозрачности в управлении Москвой, чтобы в вопросе расходования средств на передний план вышел фактор эффективности. Бюджет Москвы составляет более трех триллионов рублей. И мы хорошо знаем, как эти средства тратятся непрозрачно и расхищаются, как раздуваются бюджеты проектов, а в результате получается очень низкий уровень оказываемых услуг. Жители Москвы достойны хороших условий жизни. Поэтому мы планируем посредством Мосгордумы влиять на процессы, связанные с целесообразностью траты бюджетных средств, чтобы они направлялась на социальное благосостояние обычных людей.
Яна Мадатова