Бывший глава ПАСЕ Педро Аграмунт подал в отставку из Парламентской Ассамблеи Совета Европы, сообщает испанское издание El Мundo.
По информации издания, Педро Аграмунт принял такое решение после того, как 16 мая по итогам расследования Независимого комитета ПАСЕ в отношении него было принято решение о заморозке мандата. Санкции запрещали Педро Аграмунту участвовать в наблюдательных миссиях ПАСЕ и занимать должность докладчика в течение 10 лет. По сведениям издания, Педро Аграмунт также намерен подать в отставку и из Сената Испании, где он 25 лет представляет автономное сообщество Валенсии.
Аграмунт, как видим, не стал заявлять, что санкции в отношении него являются санкциями в отношении Испании. Он не стал обвинять ПАСЕ в двойных стандартах. Он не попытался предстать в образе жертвы американского, украинского, еврейского или какого-либо иного лобби. И он не стал утверждать, что гордится тем, что против него введены санкции. Он просто подал в отставку. Не сразу, а с большой паузой, но все же подал. В том числе и потому, наверное, что понимает — сам факт выдвинутых против него обвинений, вне зависимости от их обоснованности, формирует негативное мнение о стране, которую он представляет.
А теперь вспомним, что по итогам слушаний, проведенных в минувший вторник в Париже, Комитет ПАСЕ по процедурным правилам принял решение о санкциях в отношении четырех членов ПАСЕ, имена которых были упомянуты в ранее опубликованном отчете Независимого следственного органа о коррупции в организации. Так вот в число этих четырех человек, помимо Аграмунта, входит и глава азербайджанской делегации в ПАСЕ Самед Сеидов. Разница лишь в том, что санкции в отношении Аграмунта рассчитаны на 10 лет, тогда как в отношении Сеидова –на два года.
Но Сеидов, в отличие от испанца, уходить в отставку с занимаемых постов не желает. Он продолжает возглавлять нашу делегацию в ПАСЕ, остается депутатом Милли Меджлиса, не складывая с себя мандат. Повторяю, в данной конкретной ситуации не важно уже, правдивы ли обвинения в адрес Самеда Сеидова. Вполне допускаю, что они более, чем необоснованны. Но, так или иначе, в отношении него приняты санкции.
И вот как прикажите комментировать ситуацию, при которой руководитель делегации Азербайджана в ПАСЕ – находящийся под санкциями этой организации господин?! Сколь весомы будут аргументы, озвучиваемые нашей страной в ПАСЕ, при наличии Самеда Сеидова в качестве руководителя азербайджанской делегации? Безусловно, всю эту ситуацию, в нужном для себя ключе, будет использовать армянская делегация. Так стоит ли давать им для этого повод? Не выгоднее ли было бы, исходя из интересов Азербайджана, а не господина Сеидова, чтобы Самед-муаллим подал в отставку с поста главы нашей делегации в ПАСЕ и вообще был сменен на иного депутата ММ?
На мой взгляд, именно так и стоило бы поступить. Но, господин Сеидов не спешит последовать примеру господина Аграмунта. Наоборот, он делает ряд, как мне кажется, совершенно лишних заявлений, по сути играя в подмену понятий и ставя знак равенства между своей блистательной персоной и всем Азербайджаном. Это, как мне кажется, банальная спекуляция со стороны человека, слишком уж обеспокоенного своими личными карьерными перспективами.
Поведение господина Сеидова тем удивительнее, что он и сам признает — санкции ПАСЕ в его отношении никак не ограничат деятельность азербайджанской делегации. Так подайте же уже в отставку! Чтобы, как минимум, не создавать двоякую ситуацию, в которой наша делегация оказалась в связи с решением ПАСЕ по Самеду Сеидову. Без него, нашей делегации будет проще отвечать на обвинения армянских и проармянских европейских политиков, чем с ним. Это – очевидно.
Как очевидно и то, что и без санкций в его отношении, господин Сеидов умудрился совершить массу откровенно, мягко говоря, удивительных действий. Вспомним, для начала, что упоминавшийся выше Аграмунт вместе с депутатами российской Госдумы и некоторыми другими представителями ПАСЕ посетил Сирию. В ходе визита у них состоялась встреча с президентом САР Башаром Асадом. Кроме того, делегация посетила базу российской группировки ВКС в Хмеймиме, где познакомилась с деятельностью Центра по примирению враждующих сторон.
Как сочли в итоге европейские парламентарии, Аграмунт совершил ошибку, не проинформировав о своих намерениях соответствующие структуры ПАСЕ, что является грубым нарушением принципов организации. Что делает в этой ситуации господин Самедов? Он заявляет, что не считает, что дон Педро совершил столь уж значительный проступок. Казалось бы — что мы Гекубе, что Гекуба нам?! Молчание тут было бы действительно на вес золота. Но Самед муаллим сказал то, что сказал. Приобрели Азербайджан что-то хорошее от этого заявления господина Самедова? Мягко говоря, сомневаюсь. Появился ли новый повод для критики в адрес нашей страны за поддержку уже тогда «хромой утки»? Очевидно.
Идем далее. Вспомним 2015 год. Тогда Самед муаллим не нашел ничего более уместного, чем выступить против лишения России права голоса в ПАСЕ, при этом озвучивая просто поразительные доводы. Согласно тогдашнему умозаключению господина Сеидова, «сегодняшний Совет Европы существует только благодаря присутствию в нем России». То есть не будет России в СЕ, не будет и самого Совета Европы. Заявление было более чем смелое. Особенно с учетом того, что Россия вступила в СЕ только в феврале 1996 года, тогда как Совет Европы имел наглость быть созданным в мае 1949-го.
Но даже не в том был главный шок. В ПАСЕ услышали выступление главы делегации Азербайджана, который не только поддержал Россию, которая аннексировала территорию Украины, но и предрек Европе большие потрясения. Все запомнили, что Азербайджан, будучи жертвой оккупации, поддержал государство-оккупанта. Насколько после этого заявления Самеда Сеидова логично было требовать уважения к территориальной целостности нашего государства, если глава нашей делегации в ПАСЕ поддерживает Россию, которая проявила неуважение к территориальной целостности Украины?
Как те речи господина Сеидова логически укладывались в позицию официального Баку? Мы же помним, что Генассамблея ООН большинством голосов приняла резолюцию, в которой референдум в Крыму назван не имеющим законной силы. Согласно той резолюции, ГА ООН «подтверждает свою приверженность суверенитету, политической независимости, единству и территориальной целостности Украины в ее международно-признанных границах».
И Азербайджан, что было логично, поддержал эту резолюцию! Но прошло меньше года, и мы услышали от главы нашей делегации в ПАСЕ совсем иные речи. Да, Азербайджан не раз сталкивался с проявлением «двойных стандартов» со стороны Запада. Да, есть основания утверждать об избирательном подходе к существующим в регионе ОБСЕ конфликтам. Но все это слабый аргумент, и он никак не оправдывает тогдашние речи Самеда Сеидова. Потому что не может жертва агрессии рьяно поддерживать страну, аннексировавшую территорию иного государства.
И тем не менее, произошло то, что произошло. Слова Самеда Сеидова услышали, запомнили и мнение о нем, как минимум у той подавляющей части депутатов ПАСЕ, что осуждали российскую агрессию и поддерживали Украину, сложилось весьма однозначное. Оно усугублялось еще и поведением Самеда муаллима — присущий ему снобизм отталкивает слишком многих из тех, кто априори был позитивно настроен к Азербайджану. Так что теперь мы имеем не просто сноба во главе нашей делегации в ПАСЕ, но и сноба, находящегося под ее санкциями и успевшего наговорить массу лишнего. Что в данной ситуации следовало бы сделать? Осуществить желание господина Самедова, который недавно заявил, что не хочет работать в таком совете Европы.
Акпер Гасанов