Популярный проект Минобразования помогает школьникам во всех сферах жизни

Популярный проект Минобразования помогает школьникам во всех сферах жизни

Популярный проект Минобразования помогает школьникам во всех сферах жизни

Интервью  Mnval.az с руководителем пилотного проекта «Друзья школьников» Рустамом Агаевым, запущенного министерством образования в 2016-м году.

 – Со времени нашей первой встречи прошел год, но,  тем не менее,  интерес к Вашей работе остается активным. На самом деле то, что вы делаете, очень важно, потому что сегодня безопасность школьников – это приоритетный вопрос. Расскажите, каких успехов достиг пилотный проект «Друзья Школьников»?

– Проект «Друзья школьников» работает уже третий год. Мы начинали с 30-ти школ, сейчас у нас уже 32 школы. В сентябре 2017-го года к проекту присоединилась школа №20, и 200-я школа. Конечно же, к нам обращается очень много желающих, а именно 12 директоров школ, которые хотят, чтобы проект был задействован и в их учебных заведениях. Сейчас как раз идут обсуждения по поводу расширения проекта. За эти три года мы можем подвести некоторые итоги: одним из самых больших наших успехов можно считать практически полное искоренение курения в школах. Мы начали активно проводить тренинги по безопасности в школах, репетиции внештатных ситуаций на тот случай, что если вдруг случится какой-то непредвиденный форс-мажор. На днях мы тоже проводили такой тренинг в 284-й школе, и результат был отличным: за 87 секунд 3000 учеников были «эвакуированы» из здания школы. Мы объясняем как и куда нужно бежать, почему не надо впадать в панику. В прошлом году мы совместно с МЧС создали обстановку, максимально приближенную к реальной чрезвычайной ситуации в одной из школ Локбатана: была привлечена техника, сотрудники МЧС привезли специальное оборудование для создания задымления, поставили батут под окна, наши волонтеры прыгали на этот батут (дети не прыгали, мы не рискнули дать им такое задание). Мы сами показывали, как надо прыгать в таких случаях. Так же мы показывали, как надо собираться в таких случаях и где, показали, как нужно пользоваться огнетушителями. Затем приехала карета «Скорой помощи», которая «забрала раненых».

– Скажите, а дети были предупреждены о том, что это все учебная фикция?

– Да, мы сказали, что это обычная симуляция, но максимально приближенная к реальной проблемной ситуации. В этом и заключается смысл наших тренингов Если дети будут знать, как вести себя в такой ситуации, и если на самом деле не дай Бог такая ситуация случится в реальной жизни, они уже будут знать, как остаться в живых и не пострадать. Они будут знать, что хаос и паника могут привести к печальным последствиям. Поэтому в год мы несколько раз проводим такие тренинги, приближенные к ЧС, чтобы дети были готовы. Мы проводим так же тренинги по правилам дорожной безопасности, чтобы дети знали, где и как надо переходить дорогу, как вести себя, переходя дорогу. Мы проводили так же тренинги по пищевой безопасности, у нас был тренинг по ртути. Совместно с различными организациями мы так же проводим тренинги по медицинской профилактике, тренинги по борьбе с курением, рассказывали о реальном вреде этой нехорошей привычки. И знаете, эти тренинги принесли отличные результаты. Не важно – видят волонтеры или же нет – уже 90% школьников бросили курить навсегда.

– В ближайшее время есть ли у Вас планы, связанные с расширением проекта?

– В Министерстве образования идут обсуждения, и мы планируем расширяться. Но как вы сами понимаете, на все это нужно время. Прежде всего, стоит вопрос увеличения в проекте количестве школ. Что касается концепции, то мы сейчас в школах занимаемся практически всем, у нас очень многофункциональная работа: различные тренинги, работа по безопасности, кроме того, у нас имеется центр психологической помощи, где мы консультируем при необходимости детей. Кроме того мы занимаемся вопросами по профориентации и планирования карьеры. Больше 600 детей мы провели через эти тренинги, провели в общей сложности больше 500 различных мероприятий за эти три учебных года. Это были большие спортивные турниры по футболу, баскетболу, бадминтону, по шахматам, по шашкам  – среди 30-ти школ. Мы провели большие турниры по интеллектуальным играм – Брейн-ринг, «Что? Где? Когда», «Хамса» и так далее. Были так же мероприятия, посвященные нашим национальным датам: Дню Независимости, Апрельским событиям на фронте. Среди детей так же прошла акция «Письмо солдату». В прошлом году мы ездили в село Джоджук Марджанлы, отвезли эти письма солдатам, которые были просто в восторге от этих чистых детских пожеланий.

– Сейчас очень сложное время, и вы сами понимаете, что одной из главных опасностей для детей является интернет, в котором полно шизофреников, педофилов, маньяков. Как вы готовите детей к этой стороне жизни?

– Мы работаем по этим вопросам также. Изначально мы пришли в школу и запретили доступ всем в школу, и родителям в том числе. В начале не все родители отнеслись с пониманием к нашему решению, и мы постарались объяснить, что в школе 2,5 тыс-3 тыс. учеников. Если будут за каждым ребенком приходить папа-мама-дедушка-бабушка, это уже будет как минимум 8 тысяч человек. Физически мы никак не сможем запомнить такое количество народу.

Был такой случай: в одной из школ ребенок вышел с занятий и волонтеры наши видят, что за ним пошла какая-то незнакомая женщина. Она идет за ребенком, подбегают наши волонтеры и забирают ребенка обратно в школу. Выясняется, что родители этого ребенка снимают квартиру у этой женщины, у них есть нерешенные финансовые вопросы, и эта женщина решила просто взять ребенка в качестве заложника, пока долг не будет полностью выплачен.

В одной из школ был случай, когда ребенок потерял сознание, мы на мониторе увидели его лежащим на полу. Отмечу, что все наши волонтеры прошли курсы по оказанию первой мед.помощи и поведению в ситуации чрезвычайных ситуаций. И ребенка посредством непрямого массажа сердца удалось «оживить».

В одной из школ учитель упал, разбил голову, ему тоже была оказана первая помощь.

Проект охватывает больше 50 000 учеников, и потому в каждой школе всегда что-то да происходит. Больше 2 000 раз мы оказали за три учебных года медицинскую помощь детям – ударился, поранился, понервничал, подрался. Кстати, мы за это время предотвратили больше 3 000 конфликтов между учениками, и больше 40 массовых драк (школа на школу).

– А были ли случаи с холодным оружием? Приносят ли в школу ножи или заточки?

– Да, было пару случаев, но мы в срочном порядке ликвидировали эти предметы. Дело в том, что у нас очень много информации, мы дружим с учениками, и если вдруг возникает какая-то внештатная ситуация где либо в школе, нам всегда об этом говорят и рассказывают. И благодаря этой информации мы можем вовремя среагировать на ту или иную ситуацию.

Проводятся различные тренинги с родителями, мы объясняем детскую психологию – не в плане того, чтобы ребенок занимался целыми днями, а тот факт, что с ребенком нужно ДРУЖИТЬ, понимать его. Бывают родители, которые дают ребенку айпад и ребенок сидит в интернете на непонятных сайтах, а родители тем временем занимаются своими делами. Кроме того, мы планируем по кибербезопасности тоже провести различные тренинги. Есть определенные программы у различных компаний, которые дают приложение, закрывающие доступ к сайтам и страницам 18+ закрывают. Что касается социальных сетей, то мы все время беседуем на эту тему с родителями, говорим им, что они обязаны знать, что происходит в смартфоне или планшете у ребенка. Лично я – против смартфонов у детей. И вообще в школу дети должны приходить с простым телефоном – без интернета и приложений, которые отвлекают школьников от занятий.

– От чего зависит увеличение количества школ в вашем проекте?

– Пока что мы – пилотный проект, и вопросы, связанные с организацией, с финансированием в данный момент обсуждаются.

– Почему вы по-прежнему работаете под грифом «пилотный проект»? Ведь за это время вы зарекомендовали себя как достаточно серьезная и ответственная структура?

– Эти вопросы обсуждаются в Министерстве образования, и в данный момент мы все находимся в режиме ожидания. Какими будут перемены – покажет время.

Яна Мадатова  

Теги:
Из этой рубрики