Сегодня с утра в СМИ распространилась радостная новость: пропавший 28 августа в Губинском районе 6-летний Алиев Натиг Намиг оглу нашелся. Ребенка разыскали сотрудники МЧС в лесном массиве, прилегающем к селам Эски Игрид и Гюлтепе — в 6 км от места, где он пропал. Спасатели нашли мальчика в бессознательном состоянии, так как ребенок в течение трех дней ничего не ел. Сейчас Н.Алиев находится в ЦКБ Губинского района, где планируется провести общее обследование состояния его здоровья.
Отметим, что в течение трех дней бесперебойно вели оперативно-поисковые работы. Что именно побудило ребенка пойти в лес – пока что не известно никому. Вполне вероятно, что оставшись без присмотра, он просто пошел, куда глаза глядят, ведь детство – то самое счастливое время познаний и открытий, и человек, живущий в этом времени, не задумывается над последствиями своих спонтанных решений.
Конечно же, мы все вздохнули с облегчением, потому что были реальные опасения того, что мальчик попадет в руки к какому-нибудь негодяю, маньяку, педофилу, или же к черным трансплантологам. Сегодня время такое, что все эти мерзости всплыли на поверхность жизни, заставляя родителей всякий раз трястись от беспокойства, если ребенок или подросток задерживается хотя бы на пару минут или же если у чада отключен мобильный телефон.
Пока что журналисты не раскопали глубинных причин, побудивших маленького Натига уйти в лес. Вполне вероятно, мальчик был либо напуган, либо столкнулся с какой-то серьезной семейной проблемой. И хоть приключения Натига закончились относительно благополучно, тем не менее, этот случай дает определенную тревожную пищу для размышлений.
Подобные случаи – не редкость. Не так давно СМИ уже сообщали о пропаже 12-летнего Амина Дадашова, жителя Ясамальского района, ушедшего за хлебом, и не вернувшегося домой. Родители объявили всеобщую тревогу, оповестили СМИ и сотрудников правоохранительных органов, начались поиски. На следующий день Амин нашелся… в Нардаране, где он (по его же собственному утверждению) гостил и не мог оповестить родителей о том, что останется в гостях.
Ранее, 30 июля, ушел и не вернулся 13-летний Ахад Саййад оглу Гулиев, проживавший в Наримановском районе.
Аналогичный случай произошел в апреле этого года, когда из дома ушел 11-летний Агамир Наджафли, так же проживавший в Наримановском районе.
Правда, все эти дети были найдены и возвращены в семьи, но, тем не менее, вопросы остаются на поверхности. И основной из них: почему?
Синдром Робинзона или все же вина родителей?
Психолог Азад Исазаде в беседе с Minval.az отметил, что считает, по статистике среди детей — больше чем среди взрослых — встречается категория так называемых бунтарей-максималистов, искателей приключений, которые, в силу своего воображения, под воздействием книг и фильмов, стремятся хотя бы на время обрести желанную независимость.
— Как правило, в летний период попытки уйти от взрослых значительно учащаются. Я приведу пример из той далекой поры, когда в 50-е годы только вышел на экраны фильм про Тарзана. И по всему миру (в том числе и в Азербайджане) уйма детей сбегала из дома в лес, чтобы почувствовать себя Тарзаном. А потому информационный фактор необходимо учитывать. Но каким бы ни был информационный фактор, причинный, глубинный фактор проблемы нужно искать именно в семье.
Осуществить это желание усугубляет ситуация конфликта между родителями и членами семьи (братьями и сестрами), а также еще и факты наказания за какие-то промахи и проделки: поругали, лишили прогулки, оставили без компьютера. Обиженный ребенок считает, что покинув семью, он таким образом «накажет» своих родителей.
— Ребенок нашелся. Как должны себя вести в этом случае родители? Ведь именно от этого тонкого момента зависит, уйдет ли еще раз этот ребенок из дома. Ведь насколько мне известно, чаще всего ребенок, который задержался где либо, просто боится идти домой, потому что будет думать, что его сурово накажут, возможно, даже изобьют. Что вы посоветуете родителям, чей малолетний ребенок решил спонтанно покинуть семью?
— Начну с того, что ко мне часто приводят детей, многократно сбегавших из дома. Да, их поначалу наказывали, запирали, ругали и даже били, но потом приводили к психологу, когда понимали, что все их меры воздействия (и, в первую очередь, экзекуции) бесполезны. И правильно делали, что приводили, потому что в любом случае, даже если ребенок хотя бы один день прожил вне семьи, он нуждается в консультации профессионального психолога, который выяснить – в чем была причина, потому что риск повторов остается всегда. А советовать родителям определенную линию поведения тоже неправильно. Гораздо лучше, если с ними тоже поработает семейный психолог, потому что, возможно, они сами того не понимая, провоцируют свое чадо на уход из дома.
Детский психолог Мехрибан Мамедкаримова так же склонна считать, что от хорошей жизни никто не уходит: уходят, как правило, от одиночества, от непонимания, от жесткого невыносимого контроля.
— Иногда дети бросают таким образом вызов своим родителям, пытаясь привлечь внимание родителей к своим проблемам. Родители же должны с любовью и радостью встретить бегуна, и ни в коем случае не бить его и не кричать на ребенка. А потом, когда страсти улягутся, сесть и спокойно, с любовью поговорить с ребенком, выяснить, что именно побудило его уйти из дома.
Я породил, я и убью?
С психологической стороной вроде бы разобрались. И теперь остается еще одна – не менее (а, может быть, и более) важная причина – социальная. Известны случаи банального недосмотра в семье (например, в многодетной). В этом случае дети становятся более уязвимы. Сколько раз именно родительский недосмотр, который можно назвать преступной халатностью, заканчивался трагической смертью или инвалидностью ребенка?
К примеру, в СМИ довольно часто появляются жуткие новости о детях, на которых обрушивается телевизор (или шкаф) или опрокидывается кипящий чайник; о детях, которые вываливаются из окна или падают в колодцы. Все эти смерти и несчастные случаи целиком и полностью на совести родителей: недосмотрели, недоглядели, не обратили внимания, не проверили, не учли.
По мнению председателя Общества Детей Азербайджана Кямали Агазаде, все эти НЕ – реальная угроза для едва вступившего в жизнь крохотного гражданина.
— Но не все родители, увы, понимают, какая огромная ответственность ложится на их плечи с момента появления на свет этого самого гражданина. И неправильно думать, что подобные случаи происходят исключительно в многодетных семьях. Я бы сказала так: такие несчастные случаи происходят в халатных семьях, где мамы заняты своими делами. Например, говорит по телефону, а ребенок тем временем пошел на кухню и засунул пальцы в электромясорубку. Или, скажем, залез на стул и оттуда – на подоконник. Сколько я знаю случаев, когда родители запирают своего ребенка дома и уходят в магазин, к примеру, а, тем не менее, ребенок не должен ни под каким видом оставаться без присмотра.
— Кямаля ханум, существует ли в УК АР какая-нибудь статья, уготованная для таких вот горе-родителей?
— Да, конечно, существует административное наказание – штрафы, временное отстранение от воспитания ребенка. Но я не помню такого случая, чтобы кто-то из родителей понес наказание на смерть или yкалечание своего ребенка.
Проблема в том, что в Азербайджане нет социальной системы защиты детей, отсутствует институт социальной работы, в комиссии по опекунству нет социальных работников. А потому не проводятся мониторинги и нет общей оценки данной ситуации. И это очень печально, потому что с каждым днем количество несчастных случаев среди детей и случаев детской смертности увеличивается, но по ходу до этого никому нет дела.
Яна Мадатова
Minval.az