«Появление «черного рынка» связано с неудовлетворением спроса на доллар. Если коммерческие банки практически не продают купленные доллары, в этом случае возникает «черный рынок». Коммерческие банки покупают доллары на валютном аукционе. Если мы посмотрим на цифры по внешним обязательствам коммерческих банков, то увидим, что банки не направляют все купленные доллары на погашение долгов, а направляют на эти цели лишь малую часть. В результате возникает такая картина: банк покупает на аукционе доллары, но не продает. Кроме того, банки покупают доллары и у граждан. В результате, эта долларовая масса идет на «черный рынок». Результаты мониторинга показывают, что одной из причин возникновения сегодня «черного рынка» является заинтересованность банков в его функционировании. Потому, что на «черном рынке» можно предложить или купить доллар по более высокому курсу. Вы знаете, что «черный рынок» не может участвовать на аукционе. Но «черный рынок» должен где-то купить доллар. Значит, «черный рынок» долларами обеспечивают некоторые банки. Если гражданин не может купить доллар в банке, то это создает психологическое давление на манат, граждане обеспокоены тем, что манат обесценивается».
Об этом в интервью агентству АПА заявил председатель правления Центра экономического и социального развития Вугар Байрамов.
Говоря о причинах активизации «черного рынка» в последний месяц, эксперт отметил, что некоторые коммерческие банки полностью прекратили продажу доллара. Хотя, объем продажи долларов на аукционе ежемесячно увеличивается. Речь не идет о том, что все купленные на аукционе деньги идут на «черный рынок», однако речь идет об определенной сумме. Таким образом, оборот «черного рынка» увеличивается. В связи с ростом оборота «черный рынок» влияет на валютный рынок и курс.
Арестом какого-либо участника «черного рынка» сложно добиться решения данного вопроса, считает экономист.
«Когда закрылись пункты по обмену валют, я сказал, что этот шаг не ограничит «черный рынок», а приведет к его расширению. Этим решением 6 000 тысяч граждан потеряли свои рабочие места, это социальная сторона вопроса. С другой стороны, банки взяли процесс под контроль. Но это не привело к прозрачности. Наоборот, «черный рынок» расширился. Поэтому, считаю, что обменные пункты должны быть восстановлены. По крайней мере, Палата по надзору за финансовыми рыками может дать разрешение на открытие ограниченного количества обменных пунктов в каждом районе. Мы хотим развить туризм, но туристы не могут купить доллары в банке. Поэтому, важно восстановление обменников. Ни для кого не секрет, что сегодня большая часть участников «черного рынка» являются работниками закрывшихся пунктов по обмену валют», — подчеркнул Байрамов.
«По приблизительным подсчетам, какой оборот «черного рынка»?».
Отвечая на этот вопрос, эксперт сказал следующее:
«Оценки показывают, что речь идет о более 500 млн. долларов. Оставим в стороне граждан, но если предприниматель не может получить в банке более 100 долларов, то как ему осуществлять импорт? Сегодня «черный рынок» предлагает предпринимателям доллары без лимита. Это свидетельствует о том, что оборот здесь очень велик. Если обменные пункты будут восстановлены, мы сможем добиться увеличения объема налогов, выплачиваемых в госбюджет».
По его мнению, учитывая ситуацию с платежным балансом, можно сказать, что без необходимого вмешательства до конца года курс доллара поднимется до 1,95 маната:
«Здесь необходимо вмешательство Центрального банка. Говоря о курсе, я имею в виду курс на «черном рынке»».
В заключении Байрамов ответил, что манат сегодня ищет свой реальный курс.
«Но что интересно, где ищет? Наши оценки свидетельствуют о том, что, учитывая ситуацию с платежным балансом, в настоящее время реальный курс маната в пределах 2,2-2,5. Естественно, эта цифра может меняться в зависимости от спроса и предложения».