Ожидаемая всеми заинтересованными в урегулировании нагорно-карабахского конфликта встреча между главами МИД Азербайджана и Армении с министрами иностранных дел стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ на полях заседания СМИД ОБСЕ в Гамбурге, инициатором которой стала Франция, несмотря на надежды, так и не состоялась. МИД Азербайджана обвинил Ереван в срыве встречи и деструктивности политики Армении.
Почему Армения на заседании СМИД ОБСЕ по факту стала единственной страной, не поддержавшей необходимость переговоров по нагорно-карабахскому урегулированию, почему встреча в формате «3+2» так и не состоялась и чем это грозит, рассказал «Москва-Баку» политолог, член Общественной палаты РФ Сергей Марков.
«Встреча, на которую многие надеялись, не произошла. Армения по сути единственная из всех стран ОБСЕ не выступила за переговоры, показав свое нежелание на практике.
Но такое поведение Еревана вполне объяснимо. Армянское руководство так и не нашло в себе политической воли согласиться на Казанскую формулу, которая все-таки означает для Армении компромисс».
Политолог отмечает, что президент Серж Саргсян боится, что его свергнут, если он пойдет на компромисс.
«Позиция президента Армении является результатом сильного, подчас радикального давления на него разных сторон», — говорит Марков. — Дело в том, что в Армении у руководства страны не такие уж и хорошие отношения с народом. Есть определенное непонимание между обществом и властью, есть элемент непопулярности… Но самые, пожалуй, большие трудности у армянского руководства возникают с диаспорой, которая политически является даже более влиятельной, чем само население Армении. В диаспоре есть очень радикальные настроения, впрочем, как и внутри Армении. Для Еревана правда непросто найти выход».
По мнению политолога, если диалог не строится на дипломатическом поле, к решению проблемы нужно подойти, налаживая диалог между азербайджанским и армянским обществами, ведь и там, и там есть люди с умеренными настроениями.
«Мне представляется нужным активизировать усилия по возобновлению диалога, но подойти к этому вопросу с несколько иной стороны. Я считаю, что в условиях, когда переговоры между руководствами Азербайджана и Армении зашли в тупик, диалог нужно налаживать между обществами Азербайджана и Армении.
Меня тревожит то, что в социальных сетях видно, что азербайджанцы и армяне проявляют друг к другу большую нетерпимость, агрессию. Люди пишут, что они не могут ужиться вместе. И на этом фоне необходим созидательный диалог между народами – на разных общественных площадках, в соцсетях.
8 ноября в Баку прошла международная конференция «Армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт, основные препятствия и перспективы урегулирования: взгляд из Армении и Азербайджана». И проведение таких конференций — это правильный путь, по которому нужно двигаться дальше.
В Москве есть азербайджанские, армянские диаспоры. А значит Москва могла бы стать площадкой для диалога между азербайджанским и армянским обществами. Мы на базе Общественной палаты готовы предоставить площадку для этого и насколько возможно содействовать диалогу.
Недавно президент Республики Беларусь Александр Лукашенко предлагал Минск как площадку для переговоров. Почему нет. Думаю, что нейтральность площадки даст шанс на возможность диалога, поскольку все-таки в Баку или Ереване такие встречи сложнее сделать. Встречи азербайджанского и армянского обществ смогут раскрыть какие-то точки соприкосновения, снизить градус радикализации, негативного отношения народов друг у другу. Нужно добиться того, чтобы те азербайджанцы и армяне, которые участвуют в диалоге, не подвергались резкой критике и неприятию, осуждению, чтобы они не воспринимались как предатели своего народа».
По мнению Сергея Маркова, такое поведение Еревана, способствующее ситуации, когда переговоры заморожены, а конфликт – нет, может привести к новой вспышке военных действий. “Если сейчас диалог между руководствами Азербайджана и Армении, зашедший в тупик, не возобновится, вполне вероятно, что произойдет вспышка военных действий», — считает Марков.
«Думаю, что в Ереване прекрасно понимают, что вспышка военных действий вполне возможна, и промедление с урегулированием конфликта может привести к тому, что Армения потеряет всё – и 7 оккупированных районов, и сам Нагорный Карабах, и авторитет, но при этом ничего абсолютно не приобретет взамен. Понимая это, Ереван может быть, пойдет на больший компромисс».
Комментируя заявление главы МИД РФ Сергея Лаврова на заседании СМИД ОБСЕ в Гамбурге о том, что конфликт должен быть урегулирован в рамках существующих форматов с условием сохранения баланса интересов всех сторон, Сергей Марков подчеркнул, что это известная формула президента России Владимира Путина о том, что конфликт должен быть решен компромиссно, что никто не должен чувствовать себя проигравшей стороной и главные интересы сторон должны уважаться.
«Как мы знаем, для Азербайджана в вопросе нагорно-карабахского конфликта важнее всего территориальная целостность. Армении – сохранение на территории Нагорного Карабаха армянской идентичности, то есть, чтобы армянский народ там мог проживать. Полагаю, что при решении конфликта нужно опираться как раз на эти приоритеты сторон. Вариантом могла бы быть кантонизация Нагорного Карабаха, но сначала нужно добиться временного компромисса между сторонами», — констатировал Марков.