Российский политолог: Как Тегеран балансирует между Баку и Ереваном

Российский политолог: Как Тегеран балансирует между Баку и Ереваном
48d4cc52c402edbf518558335c743936

Обозреватель ИД Коммерсант Сергей Строкань – специально для портала Москва-Баку.

Под занавес года в Закавказье снова заговорили об «иранском факторе» и его воздействии на ситуацию в регионе. На сей раз поводом стало не снятие санкций с Тегерана, а информация о том, что президент Исламской Республики Иран Хасан Роухани в ходе своей поездки по бывшим советским республикам – Казахстану и Киргизии, посетит и Армению.

Утечки о том, что президент Роухани собирается в Ереван, появляются уже не в первый раз. О возможности первого визита Хасана Роухани в Армению заговорили еще летом, однако тогда это были всего лишь предположения. Интрига и недосказанность сохранялись на протяжении всех последних месяцев. Однако на сей раз, судя по всему, речь идет о грядущей ирано-армянской встрече в верхах. Близкое к иранским властям агентство Fars сообщило, что Хасан Роухани едет в Ереван по приглашению президента Армении Сержа Саргсяна обсуждать вопросы торгово-экономического сотрудничества.

Вот, пожалуй, и вся официальная информация об этом визите, который остается окруженным ореолом таинственности.

Зададимся вопросом: можно ли считать, что эта встреча будет касаться исключительно вопросов бизнеса и никак не скажется на проблемах безопасности, включая конфликт вокруг Нагорного Карабаха, оказывающий огромное влияние на ситуацию в Закавказье?

Внешне все выглядит, как обоюдное желание сторон следовать лозунгу «бизнес и ничего кроме бизнеса» и старательно обходить острые углы, связанные с большой политикой и безопасностью. Тем более, что в таком сотрудничестве заинтересован не только Иран, стремящийся максимально диверсифицировать свои торгово-экономические связи, но и Армения, которой Тегеран предоставляет транзит и даже финансы.

В условиях, когда транзит через Турцию для Армении закрыт, Иран становится для Армении чем-то вроде спасительного «окна» или «форточки».

Экономические резоны бессмысленно сбрасывать со счетов. Однако при этом в Тегеране не могут не отдавать себе отчет, что от большой политики все равно никуда не уйти. В связи с предстоящим визитом президента Роухани в Армению в Баку выражают закономерную озабоченность. Ведь, фактически, речь идет о визите лидера дружественного Азербайджану мусульманского государства в страну, продолжающую оккупировать азербайджанскую территорию. И если президент Роухани, находясь в Ереване, ничего об этом не будет говорить, то тем самым он как бы вольно или невольно продемонстрирует, что он соглашается с этой ситуацией, закрывает глаза на «замороженный конфликт». Ведь, как гласит русская поговорка, «Молчание – знак согласия».

Любители рассматривать региональную политику как кружева сложных интриг, приверженцы теории заговора еще могут сказать, что такими вот жестами Иран словно дразнит Азербайджан. Они могут полезть в историю, чтобы придумать теорию о якобы существующих давних трениях Ирана и Азербайджана.

Однако сегодня связи Ирана и Азербайджана тесны и многогранны. Подтверждением этого может служить тот факт, что президент Роухани уже посещал Баку дважды – в 2014 и в этом году. Более того, в этом году после трехсторонней встречи лидеров Азербайджана, Ирана и Турции в регионе заговорили о формировании нового треугольника: Баку-Тегеран-Анкара.

В этой ситуации в Баку закономерно ждут от Тегерана более внятной и более активной позиции и по вопросу Нагорного Карабаха. Тегеран – слишком крупное и заметное государство Среднего Востока, которое не может позволить себе политику, которая выглядит двусмысленной или пассивной. Страусиной политикой.

Тем более, что другая часть треугольника – Турция, демонстрирует другой подход. Подтверждением этого стал призыв восстановить территориальную целостность Азербайджана, прозвучавший на днях из уст посла Турции в Баку Эркана Озорала. Выступая на конференции в Милли Меджлисе Азербайджана, турецкий посол напомнил, что нагорно-карабахский конфликт остается кровоточащей раной Азербайджана и Турции. И что его нерешенность – это историческая несправедливость в отношении Азербайджана, которую нужно исправить.

Территориальную целостность Азербайджана никогда не ставил под сомнение и Иран. Но сегодня этого явно мало. В условиях, когда усилия Минской группы ОБСЕ буксуют, роль региональных держав в урегулировании проблемы Нагорного Карабаха многократно возрастает. От больших стран ждут больших решений и смелых, ответственных подходов.

Созрел ли Иран для такой роли, мы узнаем по итогам визита в Ереван президента Роухани.

Из этой рубрики