Президент Азербайджана Ильхам Алиев 23 сентября отправится с визитом в Москву. Информацию об этом на прошлой неделе распространили российские СМИ. В тот день – за день до праздника Гурбан байрам – Алиев примет участие в церемонии открытия новой Соборной мечети в районе станции метро «Проспект Мира» в Москве.
Как сообщил СМИ председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин, в церемонии примут участие президент России Владимир Путин, религиозные деятели, а также главы государств Азербайджана, Палестины, Иордании, Катара, Кувейта, Саудовской Аравии, Турции, Ирана, Казахстана, Туркменистана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подтвердил свой приезд в Москву. «23 сентября в Москве состоится встреча Владимира Путина, Реджепа Тайипа Эрдогана и Главы Палестинской национальной администрации
Махмуда Аббаса». Об этом сообщил пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков.
«Президент Турции будет присутствовать на церемонии открытия мечети в Москве, и по этому поводу также состоится его встреча с президентом Путиным. Ожидаем, что если в церемонии открытия мечети также примет участие президент Палестинской автономии Махмуд Аббас, то и с ним тоже у Путина пройдут отдельные переговоры», — отметил Песков.
*****
С первого взгляда может создаться впечатление, что Путин хочет показать Западу, что Россия не одинока, и даже продемонстрировать силу, собрав в Москве самых важных лидеров мусульманского мира и запланировав с ними мини-саммит. Но нам кажется, что церемония и встречи, которые состоятся перед праздником Гурбан байрам, имеют особое значение с точки зрения встречи президентов Азербайджана, Турции и России. Потому что для нашего северного соседа самыми актуальными в настоящее время являются отношения именно с этими двумя государствами.
Напомним, что в последний раз встречи Ильхама Алиева, Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана в двустороннем и трехстороннем формате проходили в Баку – в рамках открытия I Европейских игр. В целом, в последнее время в отношениях между этими тремя странами наблюдается некая динамика. Это связано с тем, что опасные процессы, имеющие решающее влияние на судьбу региона, приняли новый размах, опасность глобального террора приблизилась к границам этих трех государств, и, наконец, эти страны в той или иной степени вступили в фазу напряженных отношений с Западом.
Естественно, сложные отношения с Западом создают возможность Москве приблизиться к Баку и Анкаре и дают ей преимущество. Однако Баку и Анкара тоже не просто так хотят сблизиться с Москвой, а рассчитывают получить от Москвы конкретные дивиденды, учитывая, что для нее на сегодняшний день это сближение представляет особую важность.
Естественно, остаются ожидающие своего решения проблемы, связанные с двусторонними отношениями. Для более эффективного обсуждения этих и других региональных глобальных вопросов, образно говоря, для «сверки часов с Кремлем», контакты президентов в Москве могут сыграть роль отличной платформы, но с одним условием – Москва должна суметь «что-то дать взамен» и убрать хотя бы временно свои имперские амбиции в дальний ящик.
*****
Безусловно, принятие Эрдоганом решения отправиться в Москву, несмотря на нынешнюю ситуацию в братской Турции говорит о том, какую важность он придает этому визиту и о конкретной повестке дня. То есть, речь идет не только о том, чтобы принять участие в открытии мечети – «дом Аллаха» просто повод. У Кремля и Анкары в настоящее есть две очень важные проблемы, ожидающие своего решения – это судьба «Турецкого потока» и диаметральное разногласие по поводу конфликта в Сирии (сирийский режим Башара Асада).
Оба эти вопроса неслучайны и, к тому же, осложнены геополитическими факторами. Однако в экономической сфере потенциал сотрудничества и достижения соглашения между Москвой и Анкарой кажется гораздо выше. Привязанность в экономической и энергетической сферах рано или поздно приводит к политической привязанности.
Несомненно, позитивные подвижки по этим двум вопросам или достижение единомыслия, может оказать позитивное влияние на перспективу решения Карабахского конфликта, на отношения между Россией и Азербайджаном, или может создать более благоприятные условия для этих связей. Если будут учтены общие интересы трех стран, то наряду с двусторонними встречами президентов, возможно, состоятся также и трехсторонние.
Встреча на прошлой неделе нового министра иностранных дел Турции Фирудина Синирлиоглу с руководством Азербайджана и министром иностранных дел России Сергеем Лавровым в рамках турне Баку-Сочи, с этой точки зрения нельзя рассматривать как случайность. По мнению аналитиков, она направлена на то, чтобы сделать Московскую встречу президентов более плодотворной и содержательной.
*****
У Кремля на сегодня имеются важные ожидания, связанные с Азербайджаном:
- Членство Азербайджана в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС)
- Размещение российских миротворцев в Карабахе.
Напомним, что эксперты американской частной разведывательно-аналитической компании «Stratfor» по поводу второго вопроса выступили с сенсационным заявлением, что Баку и Москва почти достигли первоначального соглашения, политика России в отношении Карабаха уже изменилась, и в скором времени в Нагорном Карабахе может поменяться статус-кво.
Естественно, по обоим этим вопросам, в особенности по поводу размещения миротворцев, наряду с разрешением Баку, необходимо получить «добро» Анкары. Основное условие для получения согласия Баку давно известно – реальное продвижение в Карабахском вопросе, вывод с территории Азербайджана армянских оккупационных сил.
Из-за того, что «Турецкий поток» в определенном смысле является альтернативой TANAP и TAP, для достижения соглашения с Россией Анкара вынуждена получить согласие Баку.
Из-за перечисленных причин, не только Армения, но также Запад и НАТО будут с волнением следить за встречами глав этих трех стран в двустороннем и трехстороннем формате. Ведь это может представлять опасность их коренным интересам.
Что касается агрессора Армении, было бы не плохо, если бы в канун праздника Гурман байрам, Москва анонсировала, что когда-то она сможет принести в жертву Армению. Нам кажется, что это было бы для нее не такой уж серьезной потерей в обмен на заручение поддержкой Турции и Азербайджана.