И снова наболевшая тема, которая уже неоднократно поднимается в СМИ. Но в нашем издании, пожалуй, чаще, чем в остальных.
Итак, согласно решению №86 Кабинета министров Азербайджана от 25 февраля, в соответствии с которым даны поручения по развитию жилого фонда, работы будут осуществляться в 7 из 12 административных районов Баку: Сураханском, Насиминском, Хатаинском, Наримановском, Низаминском, Ясамальском, Сабаильском, Пираллахинском и Хазарском районах. Программа предполагает снос и замену ветхого и не отвечающего нормам жилья. Кроме того, отдельно реализуется пилотный проект по сносу аварийных домов в Сабунчинском районе.
Отметим, что сносу подлежат дома, построенные до 1910 года.
И с этого момента начнем подробное повествование о мытарствах граждан, которые пришли сегодня в редакцию «Минвала», чтобы рассказать о том, что на самом деле происходит в зоне их проживания, если, конечно же, язык повернется назвать это ЖИЗНЬЮ.
Глава ИВ Сабунчинского района сносит прочные дома на выгодной ему территории, а ветхое жилье остаётся и вот-вот упадет жителям на головы
Гулиев Кахраман, житель дома № 74 по ул. Назима Исмайлова (бывшая Нефтчиляр, Сабунчинский район):
— Наш дом 2-этажный, 1-блочный, в нем проживают на данный момент 22 семьи. Здание было построено еще во времена Второй Мировой войны с целью размещения в нем военного госпиталя. После окончания войны, в 1945 году нас, тогда еще жителей поселка Серебровского (ныне Гарачухур) переселили в этот дом, где я и живу уже 71 год (въезжал-то 5-летним мальчишкой). Раньше он относился к системе «Азнефть» (Сураханы-Нефть), а потом его передали на баланс ИВ. Во времена СССР наш дом несколько раз подвергался капитальному ремонту, но с тех прошло уже много лет, ремонтом дома никто не занимается, и потому жилище наше пришло в полный упадок. Жильцы – как могли, пытались поддерживать свои квартиры, но дом буквально трещит по швам. Полы гнилые, стены в гигантских трещинах. В 2016 году дому №74 ОФИЦИАЛЬНО был присвоен статус аварийного (соответствующие документы имеются). Не так давно мне упал на голову кусок камня в прихожей. Я позвонил в МЧС, а они отвечают: а что мы можем сделать? Дом аварийный, что и зафиксировано актом. Ждите, пока снесут. Во время дождя у нас все залито водой, когда идет снег, то он лежит у нас в подъезде. Мы, жильцы дома, аккуратно вносим квартплату, но я уже сказал: платить не буду. За что платить, если живем в нечеловеческих условиях! Я послал телеграммы: в Администрацию президента, в ИВ Сабунчинского района, но ответа нет. Вполне вероятно, что ответ и был, но он осел в кабинетах ИВ, и вполне понятно, что до нас он так или иначе не доползет. Мы очень надеялись на то, что попадаем в программу сноса. В прошлом году нас всех вызывали, сказали, чтобы мы собрали документы и стали подыскивать себе квартиры в качестве квартирантов, пока на нашем месте не будет построен новый дом. Честно говоря, мы все были очень рады, потому что всем хочется пожить в новых квартирах. Но вот прошел год, и мы по-прежнему остаемся в своих развалинах. На все вопросы начальник ЖЭУ отвечает: вас уже не будут сносить. Тема закрыта. Представляете наше состояние? Причем, мы своими глазами видим, что добротные дома ломают, а наше ветхое жилье остается на том же месте. Понятно, что, согласно указу Кабмина, должны были ломать дома, построенные до 1910 года, понятно, что наш дом был построен гораздо позже, но он находится в ужасном состоянии, и ему присвоен статус аварийного.
СПРАВКА
Как заявлял Глава ИВ Сабунчинского района Адиль Велиев СМИ, в рамках пилотного проекта Сабунчинского района в поселках Сабунчи, Рамана, Забрат, Балаханы и Бакиханов снесены пять жилых домов, на месте которых сейчас строятся новые. По его словам, в связи с истечением срока эксплуатации жилых домов в поселках Сабунчи, Рамана, Забрат, Балаханы и Бакиханов был разработан пилотный проект Сабунчинского района, предусматривающий строительство новых зданий. Уже проводятся необходимые мероприятия, составлен список аварийных зданий, который передан в соответствующие органы. На данный момент имеются заключения по 35 домам, которые подлежат сносу.
И если есть эти заключения, то почему же до сих пор не снесли аварийные дома, расположенные по ул. Н. Исмайлова, а снесли более прочные и добротные здания?
Жительница дома №70 Абаева Наиля рассказала, что в дом №70, расположенный по той же улице, приходили сотрудники МЧС, брали пробу грунта, проверяли состояние фундамента и в результате дому же был присвоен статус АВАРИЙНОГО.
В ИВ Сабунчинского района нам сказали: ваш дом сноситься не будет, идите жалуйтесь куда хотите
— В прошлом году в наш двор пришел глава ИВ А. Велиев, который лично рассыпался в поздравлениях, дескать, ваш дом попал в список сноса — согласно пилотному проекту, и на месте вашего старого дома будет построен новый, в котором вы получите квартиры со всеми удобствами. И так как вы будете временно проживать квартирантами – ищите себе съемное жилье. Вызвали нас в ИВ, прошло собрание, в ходе которого определили – сколько кому полагается комнат в новом жилье, мы все были рады, что наконец-то будем жить в безопасности, так как наш дом пришел в ветхое состояние. Но после этого собрания все разговоры о переселении стихли. А, тем не менее, мы все уже сидели на чемоданах, потому что нас обнадежили в ИВ. Говорят: на днях заключим договора – и съезжайте. А дом сломают. Но прошел уже год, а мы все еще на прежнем месте. И всякий раз латаем новые и новые трещины, замазываем дыры. Малейший толчок во время землетрясения – и никто не спасется. А ведь в нашем доме живут и старые люди, и маленькие дети, и жители, у которых очень серьезные проблемы со здоровьем. Не так давно я ходила на прием к заму главы ИВ и задала там вопрос: вы же нас уже вроде бы выселяли, так почему же мы до сих пор сидим в опасном аварийном доме? И он мне озвучит причину, из-за которой мы все никак не переедем: от нас, якобы, отказался инвестор, который планировал развернуть строительство на месте нашего старого дома. И посоветовал нам обращаться в ИВ Баку с прошением на ремонт. А о каком ремонте может идти речь, если дом аварийный и рассыпается буквально на глазах? Замглавы ИВ мне так и сказал: ваш дом ломаться не будет, это однозначно. Идите и жалуйтесь, куда хотите. Вот вам и всё. После визита в ИВ и беседы с замом я решила не сидеть сложа руки и написала письмо в разные инстанции, которое подписали все наши жители, и приложила к нему 10 фотографий, на которых отражено плачевное состояние нашего жилья. Но вот уже больше месяца прошло, а ответов все нет. Наш сосед Кахраман тоже посылал телеграмму, но и ему ответ не пришел. Когда я бросала письма в почтовый ящик около АП, я спросила: дойдут ли они до адресата, и меня заверили, что дойдут. И еще дали три номера телефона, по которым я могу позвонить и узнать – как обстоят дела с моими письмами. И что вы думаете? Все три номера были НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ. Зачем же давать номера, заведомо недействительные?
Стоит отметить, что наш дом был построен по системе а-ля коммуналка, что в нем общий коридор, есть общая баня и туалет. Те жильцы, которые располагали средствами, построили бани и туалет у себя в квартирах, а есть и те, кто так и не смог – по причине отсутствия финансов – этого сделать. Вот она, например, наша соседка – Абдуллаева Нурида, сидит перед вами. Вы бы видели, что у нее дома творится!
МЧС разводит руками и велит терпеливо ждать сноса, который неизвестно будет ли вообще
— Я 35 лет живу в этом доме, — рассказывает Нурида ханум, — и постоянно нас всех преследуют неприятности в виде сырости, вибрации, во время дождя вообще невозможно оставаться в доме – все промокает, мы дышим этими испарениями. По дому бегают огромные крысы, хотя все наши соседи держат кошек. А если бы вы увидели – в каком состоянии находится мой балкон, то вам стало бы плохо только от одного его вида! Я не могу не то, что выйти на этот балкон, мне страшно даже двери открыть, потому что в любой момент может все обрушиться. А не так давно на голову моего 4-летнего внука упал кусок потолка в этой самой «бане». Мы сразу же позвонили в МЧС, и нам так же ответили, как и соседу Кахраману: «Мы в курсе, что ваш дом аварийный. Терпите. Ждите сноса». А что мы делаем? Джем! Нам больше ничего не остается. Но скажите – как нам быть, если дом постоянно трясется от малейшей вибрации? Стоит грузовику проехать мимо, и всё: стены покрываются мелкими трещинками. А по ночам наш дом вообще издает странные звуки (как нам сказали из-за проседания фундамента). И главное – ремонт делать бесполезно: наклеишь обои – через пару дней отваливаются. Покрасишь стены – краска отваливается кусками, даже если прогрунтуешь эти стены предварительно: грунт покрывается трещинами. Прогнивший пол ремонтировать смысла так же нет, стелешь ламинат, и он буквально «играет» под ногами, ходит ходуном. А глава ИВ сносит дома, расположенные около банка – хорошие, добротные здания. А не так давно он распорядился о сносе 5-этажки, находящейся в прекрасном состоянии. Мы понимаем, что о сносе 5-этажек тоже был Указ Главы Государства, но почему бы не снести сначала наши ветхие 2-этажки? Ведь они в таком виде, что в любой момент могут обрушиться на наши головы, уже падают! Мы просто в отчаянии, не знаем, что нас ждет завтра. Но рук не опустим. Очень надеемся на то, что вашу статью прочтут в соответствующих инстанциях и наша проблема наконец-то решится.
Послесловие
Практика сноса добротных домов далеко не новость. Со времен начала третьего строительного бума эта практика используется повсеместно – и в центре Баку, и на его окраинах. Частный инвестор (а в пилотных проектах задействованы именно они) сам выбирает место, на котором предполагает начать «стройку века», и – естественно – своё желание озвучивает главам ИВ того или иного района. И те – уже согласно намеченному плану – очищают территорию от жильцов. Скорее всего, участок улицы Н. Исмайлова, на котором расположены дома 70 и 74 – не особо лакомый кусок для инвесторов. Но почему заложниками ситуации становятся граждане, живущие как на пороховой бочке?
Если проект государственный, то почему же в этом случае не соблюдаются законы государства? А ведь грубейшие нарушения налицо! Да, конечно же, в СМИ была обнародована новость о том, что в таких-то районах будут снесены 65 (38, 26 и т.д.) домов. Но по каким адресам? По каким критериям отбираются главами ИВ АВАРИЙНЫЕ ДОМА, если на простом примере жителей ул. Н. Исмайлова всплывают прямо противоположные факты. И самое интересное – позвоните сейчас в любое ИВ, и вам наотрез откажут в информации о номерах домов и адресах, которые планируются к сносу. А раз информация закрытая (хотя статус ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ ей никто не присваивал), значит, налицо явные махинации. И пока чиновники никак не могут договориться о цене и о том, кому пожирнее достанутся пенки со строительства, под угрозой жизни граждан Азербайджана, живущих в страшных аварийных условиях. Если это, конечно же, можно назвать жизнью…
Яна Мадатова
Minval.az