Каладзе: Переговоры с Газпромом помогли достижению договоренности с Баку

Каладзе: Переговоры с Газпромом помогли достижению договоренности с Баку

6edf9bcc8ce9935fe2a21aa73a1c5064

Министр энергетики Грузии Каха Каладзе заявил депутатам Парламента 9 марта, что Грузия в полной мере обеспечена снабжением природным газом после того, как страна заключила новое соглашение с азербайджанской компанией СОКАР.

Данное заявление он сделал на совместном слушании парламентских комитетов по внешним отношениям и отраслевой экономике.

Оппозиционные депутаты неоднократно вызывали Каладзе в Парламент, чтобы он предоставил информацию о проходивших за предыдущие месяцы переговорах с российской государственной компанией Газпром, но министр энергетики затягивал посещение Парламента.

Он явился в законодательный орган только после того, как Грузия обеспечила поставку из Азербайджана дополнительных объемов природного газа в размере 500 млн кубических метров; Этого соглашения Грузия достигла 4 марта и в его рамках страна будет получать дополнительный газ по Южнокавказскому трубопроводу.

По информации Министерства энергетики, благодаря новому соглашению, необходимости приобретения дополнительного топлива у российского Газпрома уже не существует.

До того времени, пока Тбилиси смог достичь нового соглашения с азербайджанской компанией СОКАР, Грузия была готова согласиться с требованием Газпрома о монетизации платы за транзит российского газа в Армению через Грузию – причиной этого руководство Министерства энергетики называло международную практику и заявляло, что Тбилиси пришлось бы согласиться с предложением российской компании о получении платы за транзит в размере 10% транспортируемого в Армению газа в финансовом виде.

В случае монетизации, Грузия, предположительно, не смогла бы получать достаточно суммы для приобретения того же объеме топлива, которое она получает сегодня в виде платы за транзит. В этом случае стране понадобилось бы закупать у Газпрома дополнительные объемы газа, что увеличило бы удельную долю последней в общем газоснабжении страны. В рамках переговоров также обсуждались стоимость газа и другие условия, как отмечали это представители Министерства энергетики Грузии.

Но после достижения соглашения с СОКАР о поставках дополнительного газа Каладзе заявил депутатам, что Грузия смогла овладеть определенным преимуществом на переговорах с Газпромом, что позволило Тбилиси твердо защищать собственную позицию и потребовать платы за транзит поставляемого в Армению газа в виде 10% сырья.

По словам Каладзе, Грузия достигла «словесного соглашения» с Газпромом о сохранении этих условий и надеется, что контракт, который продлится до конца года, будет подписан в ближайшее время.

По его словам, в тех условиях, когда контракт с Газпромом пока еще не оформлен, Грузия уже потребила около 140 млн кубических метров газа в виде платы за транзит пропущенного в Армению газа. В прошлом году Грузия в виде платы за транзит получила от газпрома 200 млн кубических метров природного топлива.

В ходе комитетского слушания Каладзе указал, что переговоры Тбилиси с Газпромом создали конкурентные условия, что помогло достижению новой договоренности с компанией СОКАР. Говоря о конкуренции, он вспомнил о своем опыте в качестве футболиста и заявил, что когда играл в футбольном клубе Милана, для того, чтобы попасть в основной состав, между игроками была сильная конкуренция и этот фактор помогал команде в достижении успеха.

Когда оппозиционные депутаты спросили его о предыдущих заявлениях, в которых он не считал «преступлением», если Грузия начала бы покупать дополнительный газ у Газпрома, Каладзе ответил: «Если моей стране потребуются дополнительные объемы и у нас не будет возможности получать их из соседней страны, например, из Азербайджана, от нашего стратегического партнера, я не вижу никакой проблемы в том, чтобы Грузия обеспечивалась бы природным газом, который можно было приобрести у Газпрома. Естественно, было бы очень плохо, если мы начали разговор о том, чтобы заменить нашего стратегического партнера – Азербайджан».

Приветствовал новое соглашение с компанией СОКАР и сохранение существующих условий транзита с Газпромом, депутаты Национального движения также сказали министру энергетики, что из-за общественного протеста он стал вынужден добиться этого результата; В ином случае, по словам представителей ЕНД, правительство продолжило бы лоббирование Газпрома для того, чтобы завести эту компанию на грузинский рынок.

В ходе комитетского слушания оппозиционные депутаты часто напоминали, как они заявляли, взаимоисключающие заявления Каладзе, с которыми он выступали во время переговоров с Газпромом. Депутат Национального движения Гока Габашвили сказал Кахе Каладзе, что первоначально Министерство энергетики пыталось сохранить переговоры с Газпромом в тайне и общество узнало о них только в сентябре 2015 года, когда информацию об этом распространили Газпром и российские СМИ, Габашвили также заявил, что сначала члены правительства Грузии говорили о необходимости диверсификации поставок газа в страну, но после этого поменяли позицию и заявляли, что Грузия должна покупать больше газа у Газпрома, так как у Азербайджана не было возможности поставлять Грузии дополнительное топливо, что, по словам Габашвили, опровергла компания СОКАР.

Министр энергетики опроверг обвинения по поводу взаимоисключающих заявлений и отметил, что эти его заявления исходили из того, какие вопросы обсуждались на конкретном этапе переговоров. Он также повторил, что у компании СОКАР действительно были «технические» проблемы с точки зрения поставок газа, так как один из трубопроводов, по которому Грузия получает газ (вторым является Южнокавказский трубопровод) не мог пропускать дополнительные объемы топлива. Увеличение пропускной способности именно этого трубопровода и было одной из главных тем, которая обсуждалась в январе, во время визита в Грузию руководства компании СОКАР.

Каладзе, который в то же время является генеральным секретарем партии «Грузинская мечта – демократическая Грузия», отверг критику со стороны Национального движения и назвал ее «демагогией».

«Несмотря на неоднократные заявления с моей стороны, лично с моей стороны, а также со стороны господина премьер-министра, о конструктивности, совместной работе, я думаю это не имеет никакого смысла с этими людьми, эти люди все равно стоят на своемпути – это их выбор», – заявил Каладзе в своем заключительном слове на объединенном комитетском слушании в адрес представителей Национального движения, – «Эти люди не только мешают нам, но и сваливают на нас испорченные ими же дела (во время нахождения у власти ЕНД)». Об этом информирует Грузия Online.

Из этой рубрики