Заявление президента Нурсултана Назарбаева, о невозможности вступления Армении в ЕАЭС с Нагорным Карабахом, прозвучавшее накануне в Астане в день подписания договора о создании Евразийского экономического союза, попали в топы сообщений информационных агентств и в передовые заголовки газетных публикаций Азербайджана и Армении.
А сам президент Армении Серж Саргсян в ходе отчетной встречи молодежных республиканских организаций, касаясь заявлений казахстанского президента, заявил следующее:
«Во-первых, априори ошибочно говорить о границах. О каких границах идет речь? Таможенный союз не решает проблемы Карабаха. А кто сказал, что мы вместе с Карабахом вступаем в ТС? Такого не было и не может быть, поскольку Карабах, по меньшей мере, согласно нашему законодательству, нашим преставлениям, на сегодня не входит в состав Армении. А то, что членство в Таможенном союзе способствует решению проблемы Нагорного Карабаха, – это однозначно. Конечно, заявление Назарбаева было неприятным, однако оно не может нанести нам какого-либо вреда».
Своим мнением о перспективах вступления Армении в ЕАЭС вместе с Нагорным Карабахом поделился политолог, руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде.
— Как вы считаете, согласится ли Армения, в конечном счете, вступить в ЕАЭС без Нагорного Карабаха? Как, по-вашему, должен поступить Саргсян, чтобы не ударить в грязь лицом?
— Сложно давать советы человеку, который сам себя загнал в такое плачевное положение. Противоречивые заявления представителей армянского руководства еще не означают, что Армения может отыграть назад свое решение вступить в ЕАЭС. Для официального Еревана обратной дороги нет и вступать в новообразованный Союз он будет однозначно без Нагорного Карабаха. Как мало кто спрашивал Саргсяна, хочет ли он подписывать соглашение об Ассоциации с ЕС в сентябре прошлого года, так и вряд ли кто- то будет церемониться с Арменией по поводу ее колебаний о вступлении в Евразийский Экономический Союз.
— Есть ли у Азербайджана рычаги, чтобы контролировать то, чтобы в непризнанную республику не поступали товары из Таможенного Союза?
— К сожалению, Карабах контролируется не только войсками сепаратистов, но и оккупирующей его армией Армении. У Азербайджана нет возможности контролировать товарообмен между оккупированными территориями и Арменией, но у Баку появится возможность воздействовать на Ереван через своих партнеров по диалогу – Астану и Минск как минимум, чтобы ограничить масштабы вовлечения Нагорного Карабаха в товарообмен в рамках ЕАЭС.
— Кстати, можно ли предположить, что Назарбаев своим заявлением продиктовал условия внутри ЕАЭС и показал, что его страна будет определять тон дискуссий?
— Следует понимать, что армянское политическое руководство, заявляя, что рассматривает Нагорный Карабах и собственно Армению как единое экономическое пространство, по сути, совершило попытку спровоцировать участников ЕАЭС на конфликт с Баку и тем самым поставило свои интересы выше интересов своих партнеров. Дело в том, что Казахстан и его лидер придерживается в международных делах достаточно четких принципов, одним из которых является принцип добрососедства, в первую очередь со странами близкими территориально и этнически, если ему пытаются навязать другую линию поведения, то реакция, как правило, бывает жесткой. Очевидцами чего мы и стали. Казахстан просто раскусил армянскую провокацию.
— Армения входит в Таможенный союз. Одновременно с этим премьер Армении Абрамян заявил о подготовке «дорожной карты» по вступлению в Евросоюз. Как это можно понять? Страна попытается лавировать?
— Армения не входит в Таможенный Союз, и став членом ЕАЭС, следует понимать, уже не войдет в ТС. Так как ЕАЭС — это производное от ТС, а ТС перерождается в ЕАЭС. Я думаю, придет время и очень скоро лидеры Евразийского экономического союза об этом объявят сами. Поэтому решено было включить Армению и Кыргызстан сразу в ЕАЭС через голову ТС, который утрачивает не только свое значение, но и функции. Что касается европейских перспектив Еревана, то они в связи с этим шагом кажутся сумрачными. Во всяком случае, членство в Евросоюзе Еревану не светит даже в самой отдаленной перспективе. Что касается соглашения об Ассоциации, то мне интересно, как оно будет действовать в условиях членства Армении в ЕАЭС? Да и кто позволит Еревану усидеть на двух стульях. Думаю, Москва точно будет против этого. В этих условиях слова Абрамяна вообще выглядят профанацией. Так и хочется спросить у руководства Армении, оно вообще хоть иногда думают о том, что говорят и делают?
— А можно ли предположить, что Нагорный Карабах может стать неким предметом торга? Более того, вы наверняка помните, что у нас часто озвучивали мысли, что Азербайджан, вступив в Евразийский союз, может решить проблему Нагорного Карабаха …
— Дело в том, что торг имеет место тогда, когда торгующиеся стороны равно ответственны за совершаемую сделку. А в случае, когда одна сторона готова на ее заключение, а другая постоянно блефует, это уже не торг, а сплошное шарлатанство. Да и вообще стоит ли говорить о торге применительно к Нагорному Карабаху? С другой стороны, кто нам предлагал вступить в Евразийский союз в обмен на восстановление территориальной целостности. А поскольку нет такого предложения, нечего его и обсуждать. Как говорится в таких условиях, торг не уместен.
Эмиль Мустафаев