«Культурная дипломатия» Азербайджана продолжается, и на днях здесь был достигнут важный успех. Как уже сообщал Minval, ЮНЕСКО включила азербайджанское искусство изготовления тандыров и выпечки хлеба в Список нематериального культурного наследия. В заявлении этой организации отмечается: «Новое пополнение в Список нематериального культурного наследия: искусство изготовления тандыров и выпечки хлеба в Азербайджане».
Строго говоря, Азербайджан уже добился внесения в Список нематериального культурного наследия мугама, ашугских песен, искусства ковроткачества и многого другого. Но нынешнее решение ЮНЕСКО — это не просто очередной успех. Добиться внесения искусства изготовления тандыров и выпечки хлеба в Список нематериального культурного наследия нашей стране удалось, скажем прямо, в не самых благоприятных условиях. Пост генерального директора ЮНЕСКО сегодня занимает Одри Азуле, бывший министр культуры Франции, и о предвзятой и необъективной позиции этой дамы в отношении Азербайджана Minval рассказывал неоднократно. И если сегодня нашей стране удалось «проломить сопротивление» и добиться своего — это дорогого стоит. А в том, что сопротивление пришлось преодолевать, сомнений тоже нет.
Понятно и другое. Воевать за своё культурное наследие Азербайджану приходится уже несколько десятков лет. Попытки его присвоения начались ещё в годы существования СССР. В Ереване были готовы «приармянивать» всё что угодно: народные песни и произведения известных композиторов, рецепты национальных блюд и узоры ковров, доходило даже до попыток воровства фотографий: фотоснимки азербайджанских семей из города Шуша выдавались за фотографии армянских семей. В фокусе их интереса оказались и традиционная печь тандыр, и хлеб лаваш. При этом в Армении, на минуточку, позабыли, что слово «лаваш» в значении «хлеб» появляется в армянском языке только в начале ХХ века, то есть уже после начала российской переселенческой политики. Проще говоря, до близкого соседства с азербайджанцами в Армении лаваш не знали.
Известно, впрочем, и другое. Пока одни вступали в споры с армянскими интеллектуалами, доказывали, кому принадлежат исторические права на долму, лаваш, бозбаш и т.д., другие предпочитали иронизировать по поводу «войны за долму». И при этом забывали об одном весьма важном обстоятельстве. Эта технология интеллектуального воровства самым непосредственным образом связана с территориальными притязаниями и территориальной экспансией. Особенно если речь идёт о том же тандыре. Всё просто. Тандыр известен в течение нескольких тысяч лет. В Азербайджане остатки тандыра находят при раскопках многих древних городов, в том числе города Шабран. И если завтра бойким армянским фальсификаторам удастся «доказать», будто бы азербайджанский тандыр — это на самом деле «армянский тонир», то уже завтра любая точка на карте, где при раскопках будут найдены остатки древних тандыров, может быть объявлена «исконно армянскими землями».
То же самое касается и искусства ковроткачества, которое в Армении тоже пытались присвоить. Достаточно вспомнить украденные из шушинского музея ковры, с которыми, как уже рассказывал Minval, в Ереване не знают, что делать: выставить их как армянские не получится, потому что специалисты тут же разоблачат фальшивку, не выставлять тоже как-то неудобно… Смысл тоже понятен: если при раскопках будут обнаружены остатки ковров или ковроткацкого инструмента (а в Азербайджане остатки ковров и ковроткацкого инструмента находят в культурных слоях, относящихся к нескольким тысячелетиям до новой эры), то опять-таки эти территории завтра могут быть объявлены «исконно армянскими». Ну а всё остальное воровство, начиная от музыки и заканчивая блюдами, должно «доказать», будто бы у «этих кочевников» никакой своей культуры нет и быть не может, значит, территории, на которых они живут, должны достаться «цивилизованным соседям».
И то, что начиналось как дискуссия по поводу исторической принадлежности тандыра и лаваша, закончилось оккупацией 20% территории Азербайджана, этническими чистками и разрушенным оккупантами уникальным музеем хлеба в Агдаме.
Так что по поводу «войны за лаваш» вряд ли стоит иронизировать. В том числе и сегодня. Азербайджан выиграл войну и восстановил свой суверенитет над всей международно признанной территорией, но планы территориальной экспансии и военного реванша в Армении вовсе не сняты с повестки дня. А значит, будут продолжаться и попытки «обосновать» свой реванш отсылками к историческим фейкам и результатам интеллектуального воровства. Особенно тем, которые можно «приложить» к археологическим находкам. А значит, им нужно противостоять со всей серьёзностью. Причём и на поле боя, и в дипломатии.