Деликатная цель Рикера

Деликатная цель Рикера

Филип Рикер, недавно назначенный на пост старшего советника Госдепартамента США по переговорам на Кавказе, начал своё первое региональное турне, в рамках которого намечено посещение и Армении, и Грузии, и Азербайджана. Подробности программы визита пока не разглашаются. В Вашингтоне ограничились насколько туманным, настолько же и многообещающим анонсом: Рикер в ходе своего турне будет искать пути, связанные с обсуждением ключевых вопросов в регионе, решением неурегулированных вопросов и оказанием помощи партнерам для дальнейшего регионального сотрудничества. Планируется, что он встретится с высшими должностными лицами, чтобы напрямую и конструктивно сотрудничать.

Однако главное, как всегда, за рамками официальных заявлений. Турне Рикера преследует весьма важную и в определённом смысле деликатную цель — вернуть США на «карабахское» поле. Где сегодня ведут посредническую миссию Россия и Евросоюз, развёрнуты российские миротворцы, действует совместный с Турцией мониторинговый центр, но вот американская дипломатия по сути вне игры.

Возможно, здесь нелишне еще раз отметить, что в США слишком долго были уверены, что сопредседательство в Минской группе обеспечивает присутствие, но при этом сам по себе Карабах «никуда не денется», и его можно отложить на потом, до лучших времён. Во всяком случае, Ричард Хогланд, бывший сопредседатель Минской группы от США, напомним в который уже раз, признавался, что «в Госдепартаменте такая должность не рассматривалась как карьерный рост», и «этот пост обычно занимал дипломат, находящийся в ожидании обещанной полноценной посольской должности, или тот, кому нужно было поработать до пенсии». Более того, еще в финале предвыборной кампании, совпавшем по времени с 44-дневной войной, нынешний глава Белого дома, а тогда — кандидат в президенты от Демократической партии Джо Байден критиковал Дональда Трампа в том числе и за то, что он отдал карабахское урегулирование на откуп России.

Возможно, кому-то, особенно в Вашингтоне, очень хотелось бы верить, что теперь Филип Рикер, совсем недавно назначенный старшим советником Госдепартамента по переговорам на Кавказе, отправляется в свое первое региональное турне, триумфально возвращает США в переговоры по Карабаху, продвигает процесс урегулирования в выгодном для Вашингтона направлении…Но вот насколько это реально?

Дело даже не в том, что турне Рикера априори «пристрелочное», старший советник еще только начинает «прощупывать» регион, ему нужно войти в курс, и пока что ждать сногсшибательных результатов от этого турне не приходится. Просто как раз на старте миссии Рикера американская дипломатия, подберем самый мягкий эпитет, допустила слишком много «ляпов» на азербайджанском треке. Только объявляя о новом назначении Рикера, госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что этот дипломат будет еще и сопредседателем Минской группы от США. Что вызвало как минимум недоумение в Азербайджане. В Баку неоднократно и на всех уровнях напоминали, что Азербайджан считает историю Минской группы законченной, что МГ ОБСЕ за четверть века не добилась ровным счетом ничего, и что теперь ей настало время просто уйти со сцены. Более того, уже после странностей с новым назначением Рикера последовал новый шаг, послы США и Франции отказались принять участие в дипломатическом форуме в Шуше, Что в Азербайджане тоже расценили как неуважение. Наконец, не сработал на авторитет Вашингтона, и это еще мягко сказано, визит в США Давида Бабаяна, именующего себя «министром иностранных дел Нагорного Карабаха». А в вопросе территориальной целостности для нашей страны, напомним, нет мелочей.

Теперь без понятной «работы над ошибками» вряд ли стоит надеяться на сногсшибательный успех миссии Рикера на азербайджанском треке.

А теперь внимательно.

Возможно, конечно, что в ситуации, когда в Азербайджане против очередной реанимации Минской группы, а в Армении— всей душой за, кому-то в Госдепартаменте вполне может показаться привлекательной идея по крайней мере «тактического» союза с Арменией. Во всяком случае, свое региональное турне начал с Еревана. Но авторы этих умопостроений, похоже, не учли, что в реальности вернуться на Южный Кавказ США могут через азербайджанскую, но никак не армянскую «дверь». Теперь, после 44-дневной войны, политическую погоду на Южном Кавказе определяет уже Азербайджан. Наша страна одержала блестящую военную победу, добилась впечатляющих экономических успехов, наконец, проводит действительно независимую внешнюю политику. Да и об энергетической безопасности, где у Азербайджана ключевая роль, тоже не стоит забывать.

А через Армению, пардон за откровенность, в регион вряд ли может войти кто-либо, кроме России. Да, там могут демонстративно «брыкаться», демонстрировать «обидки» на Москву и не менее демонстративно заигрывать с Западом, но в реальности внешняя политика Еревана определяется в Кремле. И до тех пор, пока границы Армении охраняют российские пограничники, инфраструктуру содержат российские госмонополии, а за безопасность отвечает российская база, все планы по «выдергиванию» Армении из-под Кремля так и останутся планами и прожектами. И если оттуда последует недвусмысленный окрик, в том числе и по конфиденциальным каналам, то Рикера, возможно, примут на Баграмяна, 26, но не более того. А судя по тому, как лебезил перед Путиным Пашинян во время своего анекдотичного выступления на ВЭФе, в Ереване закончили демонстрировать обиды на Москву и перешли к демонстрации верноподданичества. Со всеми вытекающими для тех, кто в очередной раз поверил в возможность «переориентации» Армении. В 2013 году на эти обманные манёвры попался Евросоюз. В 2020 году — президент Франции Эммануэль Макрон.

А итоги нынешнего турне Рикера покажут, сумели ли обойти эту ловушку США.

Нурани