Неудобная победа Азербайджана

Неудобная победа Азербайджана

Неудобная победа Азербайджана

Азербайджан сегодня поминает шахидов Отечественной войны. Ровно год назад, воскресным утром 27 сентября, начался отсчёт 44 дней второй Карабахской войны. Уже утром —обращение президента Азербайджана Ильхама Алиева: «Сегодня утром вооруженные силы Армении, используя различные виды оружия, в том числе тяжелую артиллерию, с нескольких направлений подвергли обстрелу наши населенные пункты, а также военные позиции. В результате вражеского обстрела есть потери, раненые среди мирного населения и военнослужащих». Карты, на которых отмечали флажками и булавками продвижение войск, страшная хроника обстрелов Гянджи, Тертера, Барды, «информационная война», знаменитые «твиты» президента и его обращения к народу, «Nooldu, Pasinyan?», «Iti govan kimi» и, наконец, «Nə oldu bəs status? Cəhənnəmə getdi status, gora getdi status. Gorbagor oldu status» — все это было уже потом. А в первые часы — очереди у военкоматов, комендантский час, невероятное ощущение внутренней собранности. И понимание: это уже настоящая война. После которой все изменится.

Сегодня, через год, уже можно подвести итоги той войны, где были и мужество, и героизм, и высочайший профессионализм азербайджанской армии, и общенациональное единство, когда действительно вся страна сплотилась в единый кулак, и продуманная, выверенная дипломатия, где глава государства демонстрировал настоящий мастер-класс..

Конечно, за прошедший год об итогах войны уже сказано и написано предостаточно. Проще и нагляднее всего очертить «территориальные» результаты войны, наглядно изобразить на карте, где остановилось наступление, откуда и куда продвинулись армии, подсчитать число погибших и количество единиц уничтоженной бронетехники. И сегодня, в первую годовщину войны, можно подробно разбирать сугубо военную сторону азербайджанского контрнаступления, приводить технические характеристики БПЛА и тонкости их использования, разбирать детали «Джебраильского котла», боев в Зангелане и, конечно же, штурма города Шуша, неприступной горной крепости, которую освобождали практически в рукопашном бою. Тем более что тактика Азербайджанской армии изучается сегодня в ведущих военных академиях мира, а на учениях многих стран официально объявляется, что в их ходе Можно анализировать детали той дипломатической работы, которую провёл Азербайджан накануне войны, вникать в нюансы формулировок и объяснять, каким образом официальному Баку удалось подготовить политическую, правовую и дипломатическую почву для военного решения конфликта.

Но при таком анализе есть определённый риск «не увидеть за деревьями леса». То, что совершил в Карабахе Азербайджан, по умолчанию считалось этакой «невыполнимой миссией». Блестяще реализовать свою «нефтегазовую» стратегию, вложить нефтедоллары, которым в прогнозах экспертов предназначалось «осесть на офшорных счетах», в военное строительство, и не просто демонстрировать новые образцы оружия на парадах, а действительно создать армию, способную не просто проломить армянскую оборону, но и действительно сказать новое слово в военной науке — права на такой сценарий за нашей страной просто не признавалось.

И тем более нелишне задуматься и о том, какие планы в сентябре 2020 года строили в Ереване, да и не только в Ереване. По понятным причинам, официальные источники об этом предпочитают молчать. Но заявление министра обороны Армении Давида Тонояна о «новой войне за новые территории» и о «штурмовых группах, которые создадут хаос в тылу противника», назначение на пост советника Никола Пашиняна Вагаршака Арутюняна, который до этого любил рассуждать в интервью об «ударах по Гяндже и Мингечаурской ГЭС», а потом в эфире «России 24» прямо заявлял, что при помощи ракетных ударов по жилым кварталам рассчитывают вызвать панику и облегчить захват. И как минимум не исключено, что в сентябре 2020 года планировалась как раз «новая война за новые территории» —оккупация Гянджи, Барды и Тертера. После чего Азербайджану уже было бы гарантированно не до Южного газового коридора, дружбы с Турцией и прочих «вольностей». В успехе не сомневались. Военные успехи Армении в начале девяностых гипнотизировали если не всех, то многих, и новая война виделась этаким «повторением пройденного».

И еще одно неафишируемое обстоятельство. Еще в середине девяностых российские эксперты говорили об этом прямо: конфликты, подобные карабахскому, легко поддаются «модерации» путём поставок оружия одной из сторон. Что уже заставляет по-другому взглянуть на все те самолёты с оружием, которые начали прибывать в Армению еще до боев в Товузе.

Но «в поле» все пошло не по плану. 44 дня непрерывного наступления, освобождение долины Араза, Гадрута, наконец, флаг над Шушой — Азербайджан не просто освободил свою территорию. Впервые за 200 лет, с момента прихода на Южный Кавказ Российской Империи, которая и принялась создавать, холить и лелеять «христианский форпост» на землях Эриванского ханства, Азербайджан не отдавал, а ВОЗВРАЩАЛ свою территорию. Впервые за все время после распада СССР «замороженный конфликт» уверенно и успешно решался военным путём. И самое главное, впервые терпел поражение любимый форпост Кремля, напичканный российским оружием сверх всякой меры, от «Искандеров» до систем РЭБ.

Более того, геополитические последствия нашей победы только начинают проявляться. Азербайджан заявил о себе как экономический, политический и бесспорный военный лидер региона. И самое главное, уже не получится считать Армению этакой «универсальной дубиной», которой можно грозить и Азербайджану, и Турции, и еще кому-нибудь при удобном случае. В Армении —тяжелейший кризис государственности и идеологии, которая не один десяток лет была «заточена» исключительно на территориальную экспансию. Плюс — жестокое разочарование в РФ, которая «не защитила», «не вмешалась» и т.д. Непростой период переосмысления — в самой России. Да, в Карабахе появились российские миротворцы, но вот вряд ли это повод для державной гордости. В Москве не могут не понимать, что проиграла не только и не столько армянская армия — проиграла российская «армейская модель» и российское же оружие.

Впервые с момента распада Российской Империи своё военное присутствие на Южном Кавказе восстанавливает Турция. Складывается новый альянс в составе Анкары, Баку и Исламабада.

И в качестве приятного дополнения, Азербайджан уже на другом уровне обезопасил свои экспортные нефте- и газопроводы — как раз накануне старта ЮГК и беспрецедентного взлета «газовой напряжённости» в Европе.

И вот такая победа по нескольким направлениям и совсем не по московскому сценарию не просто оказалась для некоторых особо упёртых российских «державников» полной неожиданностью. Азербайджан в Карабахе создал слишком впечатляющий и слишком неудобный для многих прецедент. И теперь можно отпускать в адрес Азербайджана язвительные шпильки по поводу «эйфории», закатывать истерики в эфире у Соловьева или Шейнина, но вот проигнорировать новый геополитический расклад уже не получится.

Нурани

Теги: