Сила разумного действия, как регулятор порядка

Сила разумного действия, как регулятор порядка

Сила разумного действия, как регулятор порядка

Пережитый Арменией кошмар есть следствие не только поражения в 44-дневной войне. Многочисленные дыры в ткани ее жизни вызваны провалами и встрясками, которые повторялись на протяжении более чем ста лет ввиду зловредной идеологии, которой придерживался политический авангард многострадального народа.

В условиях беспросветного существования проблемной республике необходимы решительные шаги, чтобы преодолеть тяжелую кризисную полосу. В ней причудливо переплелись изъяны и неурядицы экономического, социально-психологического, морального порядка.

Для начала народу страны нужно разогнать собрание политических неудачников, которые на протяжении многих лет, пользуясь наивностью масс, навязывали людям кошмарные идеологемы, в основе которых были зловредные идеи национального превосходства. Именно они не давали обществу оглядеться вокруг, разобраться в себе, выбрать ориентацию и наладить отношения с соседями.

Чтобы вывести страну на арену разумного действия, необходимы примиренческие инициативы в направлении Азербайджана и Турции.

Два ключевых государства региона для наказания агрессора, не мудрствуя, лукаво, закрыли границы на замок, и этим обрекли неугомонного соседа на нищенское существование.

До внеочередных выборов осталось не так уж много, и для перезагрузки политического мышления, избавления от поствоенного синдрома правящей силе придется подготовить почву к осмысленным шагам в направлении успешных соседей.

Но как бы парадоксально это ни выглядело, считающие себя фаворитами предстоящей выборной кампании заядлые мракобесы уже бьют в колокола, мол, Армения никогда не согласится на переговоры с позиции проигравшей стороны. Неужели в Ереване думают, что проигравший народ располагает моральным правом еще что-либо диктовать, или выступать в амплуа законодательницы политической моды?!

На глазах сыпится государственность народа, вековой мечтой которого была идея создания национального очага. Неправильное распределение национального ресурса, безудержная милитаризация общества, наконец, ошибочные приоритеты страны, в концепции безопасности которой два важных соседа указаны в качестве врагов, вконец измотали государственно-общественный организм.

Что еще должно произойти, чтобы политический кластер избавился от вредоносных тенденций?!

Ереван утратил устойчивость к стрессовым ситуациям, и отныне любой внештатный разворот окончательно добьет субъектность Армении, и внешним регуляторам придется прибрать к рукам всю управленческую систему.

Навряд ли новым властям будет по нраву такой разворот, хотя Армения в результате отхода от суверенного пути развития, а это произошло в результате захвата власти военно-политической хунтой во главе с Робертом Кочаряном (1998), снова подсядет на плавающее иждивенчество.

Правительство Никола Пашиняна уже изъявило желание подготовиться к примирению с Турцией и Азербайджаном. Но предложения из этой серии сразу же вызвали недовольство радикально настроенной политической группировки. Ее ведущие лица предрекают провал диалогу, который, кстати, еще не начался. Пессимисты заведомо отпевают саму идею, сетуя на то, будто бы разговор для Еревана уложится в структуру кабальных условий.

Трезвые силы в качестве одного из реалистичных вариантов выправления обстановки предлагают отказаться от политики перманентной вражды с ключевыми странами региона. Это и в самом деле может помочь без раскачки разрубить гордиев узел зажатости. Наконец, это же даст возможность вывести новые контуры взвешенной внешней политики.

Политика осмысленных действий, как правило, начинается с выстраивания конструктивных отношений с ближайшими соседями. Альтернативы этому находятся, но они обещают большие издержками, ведь интеграция, что называется, через голову выгодных спаррингов, приводит к утрате инициативы, времени и ресурсов.

Новые взгляды премьера Пашиняна, главы совета безопасности Армена Григоряна и других представителей правящей команды о необходимости корректировки подходов уже вызвали гвалт негодования в среде непримиримых оппозиционеров. В ход пошли затертые клише, мол, «после агрессии в Карабахе и поражения армянской стороны новые подходы унизительны и невозможны».

Масла в огонь негодования подлил второй президент Роберт Кочарян в интервью российскому общественному телевизионному каналу, где выразил обеспокоенность перспективой превращения своей страны, хотя Армения не его страна, «во вторую Аджарию». К месту вопросить, а что предосудительного или провального, собственно, происходит с Аджарией?

Это динамично развивающийся регион Грузии, где темпы роста по ключевым показателям превосходят среднестатистические по всей Грузии. Турецкий бизнес, вдохнув свежую струю в атмосферу уникального региона, воссоздал универсальные механизмы, стимулирующие деловую жизнь. Впору ставить аджарскую модель в пример другим.

Было бы разумно сказать, что Армении как раз нужно перестроиться на аджарскую систему координат, коль Ереван жаждет покончить с нищетой и разрухой. А Кочарян снова наступает на старые грабли, раскрывая изнанку своего узколобого политического мышления.

Все, кто бьет в колокола по случаю возможных переговоров Армении с Азербайджаном и Турцией, это классические противники здравого смысла, истые ретрограды, которым импонирует тернистый путь вражды, приведший армян к краю бездны.

Формирование благоприятной атмосферы вокруг Армении возможно только в условиях изменения политики официального Еревана, отказа от идеологии мести в отношении тюркских этносов. И надо иметь в виду, что поражение в затяжной тяжбе стало логическим итогом безуспешной политики, основанной на вымышленном вопросе территориальных приобретений. Ошибки необходимо признавать и делать выводы.

Разблокирование коммуникаций, о котором договорились три страны, открывает путь для реабилитации армянскому государству. В противном случае никаких альтернативных схем урегулирования и привлечения созидательного ресурса для Еревана не будет.

Некоторых пылких противников политики примирения задело за живое использованное определение «регион должен приобрести человеческое лицо». В принципе, разве это секрет, что Южный Кавказ во многом из-за конфликта вокруг Карабаха утратил свою привлекательность? Это ведь правда, и виной тому была и по-прежнему остается агрессивность, которой оперирует Армения.

И напоследок. Если в Армении не желают диалога с Анкарой и Баку только в силу того, что Еревану необходимо предстать в облике сильного игрока, то пиши пропало. Значит, поезд мира снова пускается под откос неугомонными армянскими радикалами.

Судьба окончательного и всеобъемлющего мира обусловлена выполнением дорожной карты, которая выработалась при участии Баку, Москвы и Еревана 11 января 2021 года. Если не заработает Зангезурский коридор, все полетит к чертям, и тогда Армении придется пенять только на себя. Ввиду слабости духа и непонимания особенностей новых реалий, где слово правды и справедливости снова обрело силу разумного действия.

Тофик Аббасов, аналитик

Теги: