Армянская военщина продолжает «латать дыры» в своих оборонительных порядках при помощи наемников, которых гордо именует «добровольцами».
Так, «Новости Армении» рассказывает о Сипане Муратяне и Сипане Кеорогляне из Парижа, точнее, из парижской богемы, которые решили отправиться на войну. В «Спутнике Армении» — восторженный рассказ о центре подготовки «добровольцев» в Ереване, среди которых наличествует и Грайр Кероглян, родившийся в Ливане и приехавший в Армению из Франции. Российский «Коммерсант» публикует интервью с неким «Ваганом», профессиональным военным летчиком, который уже успел «повоевать» с мирным азербайджанским населением Карабаха в начале девяностых, не понёс за это в тогдашней России никакой ответственности (хотя наёмничество было наказуемо уже тогда), а теперь решил отправиться на новую войну.
Агентство Reuters, в свою очередь, рассказывает об армянских боевиках из Ливана, воюющих сегодня в Карабахе. Эта история, конечно, тоже оставляет стойкое ощущение «дежавю»: армянские террористы из Сирии и Ливана перебирались в Армению, а оттуда — в Карабах еще в конце восьмидесятых — начале девяностых (интересно, конечно, как они пересекали границы еще существовавшего СССР). Причем на сей раз прибывают уже профессионалы. Так, ливанский армянин Карапет Агаджанян, передравшийся в Ереван, выступает в качестве инструктора и обучает военным премудростям других «добровольцев» и наемников. В их числе, указывает Reuters,было и 10 ливанских армян. Как рассказывает Агаджанян, «они прибыли из Бейрута, чтобы уйти на передовую сразу после того, как в конце сентября начались боевые действия».
Впрочем, многие ливанские армяне рассказывают: боевики потянулись в Армению еще за несколько месяцев до начала боевых действий. В частности, депутат ливанского парламента и лидер «Дашнакцутюн» в Ливане Акоп Пакрадунян признаёт: в Армению уехали 20 армян. Reuters также отмечает, что в Армению прибыли сотни желающих повоевать из США и Аргентины. А информационный портал «Большая Азия» приводит рассказ некоего Агази Асатряна: «Мои немецкие работодатели не поняли бы, что человек может хотеть идти на войну. Я хорошо знаю нашу историю и знаю, что мы, армяне, не прожили бы столько веков без этого понятия, что каждый человек должен воевать за свою родину».
Здесь, конечно, огромное поле для комментирования. По сути дела Reuters подтвердила то, о чем предупреждал Minval.az: Армения использует Ливан как свой «мобилизационный резерв», активно переселяя оттуда профессиональных террористов и боевиков. Причем, как показывают приведённые британским агентством факты, завозить «псов войны» Армения начала еще несколько месяцев назад, а это серьёзное подтверждение, что срывать перемирие и наступать готовились как раз в Ереване. Где и не скрывали своих планов осуществить в Азербайджане новые территориальные захваты, «разрывать» трубопроводы и железные дороги и еще обсуждали, куда лучше наступать — на Гянджу или на Ленкорань. Помогут ли собранные по принципу «с бору по сосенке» добровольцы, многие из которых вообще не держали в руках оружия, переломить ход войны — вопрос риторический. Более того, сам факт того, что Армения «повторяет ходы» ранних девяностых, активно привлекая к войне наемников и «добровольцев» — красноречивое подтверждение правоты тех военных экспертов, которые полагают, что Ереван ментально «застрял» в девяностых и готовился даже не к прошлой, а к позапрошлой войне. А сами «добровольцы”, особенно с опытом боевых действий ранних девяностых, тоже, по всей видимости, готовились громить при нешуточной иностранной поддержке сельскую самооборону и грабить азербайджанские дома, но никак не ожидали той войны, которая сегодня разворачивается на оккупированных азербайджанских землях. Так что теперь вряд ли при помощи собранных по принципу «с бору по сосенке» наемников удастся добиться перелома в войне.
Но вот куда важнее другая сторона вопроса. О наемниках и «добровольцах», воюющих в Карабахе на стороне армянских оккупантов, сообщают самые разные СМИ, которые уж точно не входят в число азербайджанских лоббистов. Этих сообщений так много, и приходят они из столь разных источников, что уже нет даже тени сомнений: речь идет о весьма и весьма массовом явлении.
А это не только повод озвучить едкий вопрос, не стоило ли бы журналистам ARD, Fox News, «Россия 1» и прочих СМИ, которые допытывались у президента Азербайджана Ильхама Алиева, воюют ли на нашей стороне «сирийские наёмники», обратить внимание на всю ту, пардон, шушеру, которая отправилась на карабахскую войну из их родных стран. Куда важнее те вопросы, на которые должны ответить уже силовые структуры в Париже, Берлине, Москве и других столицах. В самом деле, за такой туризм в стиле милитари в большинстве стран мира предусмотрена уголовная ответственность и серьёзный тюремный срок. За вербовку и отправку «псов войны» — тем более. Наконец, то, как много этих самых “псов войны” прибывает сегодня в Армению,уже не оставляет места для сомнений: здесь наличествует разветвлённая и многокомпонентная система вербовки и отправки наемников в Армению, а оттуда — в Карабах. Тем более что на дворе вторая волна коронавируса, ужесточение карантина и понятные ограничения на авиаперелеты, в особенности в Армению.
И вот тут нелишне вспомнить, как жестко и бескомпромиссно правоохранительные органы многих стран боролись против отправки «добровольцев” на войну в Ирак и Сирию в рядах террористической группировки ИГИЛ. Силовики старательно выявляли и вербовщиков, и «логистов”, и самих добровольцев, многим, в том числе и родившимся в европейских странах, отказывали в праве на возвращение, арестовывали по возвращении или, если очень повезёт, “просто» брали под полицейский надзор. Что вполне справедливо и правильно, учитывая, что ИГИЛ — это опасная террористическая группировка, что ее последователи совершили немало кровавых «акций» и что появление на улицах большого количества бывших «псов войны», прошедших соответствующую идеологическую и боевую подготовку, да еще с реальным боевым опытом — это по-настоящему опасно.
Но как тогда понять нынешнюю непонятную «мягкость» тех же правоохранительных органов уже в отношении армянского транзита «псов войны»? За которым тоже стоят террористические группировки — АСАЛА, “Сентябрь-Франция” и им подобные, и эти группировки вряд ли менее опасны, чем ИГИЛ? В тех самых столицах просто забыли, как армянские террористы в семидесятые-восьмидесятые годы закладывали бомбы в московском метро и парижском аэропорту «Орли»?
И очень не хотелось бы, чтобы об этом кровавом «опыте» вспомнили бы после того, как история повторилась. И вновь как трагедия.
Нурани, политический обозреватель