Интервью президента Азербайджана Ильхама Алиева японскому изданию Nikkei еще долго останется в центре внимания экспертов и политиков. Глава государства четко и недвусмысленно расставил акценты во многих сложных вопросах, включая и безопасность азербайджанской энергетической инфраструктуры. И, отметив, что «мы слышали угрозы от официальных лиц Армении. Они говорили, что совершат атаки на наши трубопроводы, на Сангачальский терминал, который имеет большое значение для транспортировки нефти и газа», глава государства озвучил недвусмысленное и жесткое предупреждение: «…Руководство Армении должно хорошенько подумать над этим вариантом. Конечно, как я уже отметил, Азербайджан и сам жестко их накажет, и я не думаю, что они осмелятся сделать это, совершить еще одно военное преступление».
Речь идет не просто о гипотетическом допуске. Удары по объектам инфраструктуры Азербайджана наносятся постоянно. Главной мишенью была и остаётся плотина Мингечаурской ГЭС. Но вместе с тем ракеты, напомним, разрывались рядом и с магистральным газопроводом Огуз-Габала, и нефтепроводом Баку-Новороссийск, и рядом с экспортной «трубой» Баку-Тбилиси-Джейхан. И в случайность тут не верится. Во-первых, как уже неоднократно отмечал Minval.az, обещания ударить и по трубопроводам, и по «нефтяному кластеру в окрестностях Баку» в Ереване озвучивались постоянно. Одним из последних это сделал министр обороны Армении Давид Тоноян в 2019 году. Провозгласив принцип «новая война — новые территории» и обозначив тем самым новый виток территориальных претензий к Азербайджану, глава армянского военного ведомства еще и пообещал создать «штурмовые группы», в задачи которых входило «устроить хаос в тылу противника», а армянские эксперты тут же пояснили: речь идет об ударах по трубопроводам. Еще раньше ударить ракетами по Баку обещал президент Армении Серж Саргсян. А уж планы террористической войны против нефтяной инфраструктуры озвучивались еще в девяностые, причем и со стороны таких «профессионалов», как Варужан Карапетян, террорист АСАЛА, отсидевший срок во французской тюрьме за теракт в аэропорту «Орли» и перебравшийся после этого в Армению. И на таком фоне риска удара по Сангачальскому терминалу не стоит недооценивать.
Намеренно вынесем за скобки, насколько надежно Сангачальский терминал, как и другие важные объекты инфраструктуры, «прикрыт» ПВО. Тем более что работа азербайджанской ПВО в случае с неоднократными попытками Армении ударить по Мингячевирской ГЭС дает солидную информацию к размышлению. Но сейчас речь о другом.
Прежде всего, на азербайджанскую нефтяную инфраструктуру завязаны интересы не только Азербайджана. Во-первых, в трубопроводы Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Азиатским банком развития, Европейским инвестиционным банком и другими финансовыми институтами вложены солидные инвестиции. Во-вторых, есть еще интересы ведущих нефтяных компаний, работающих в Азербайджане и использующих эту инфраструктуру, включая bp, Total, EquiNor и т.д. Наконец, эти нефте- и газопроводы имеют ключевое значение для энергетической безопасности Европы, о чем напоминал и генсек НАТО Йенс Столтенберг. В переводе: здесь присутствуют не только азербайджанские интересы.
И, наконец, главное. Президент Азербайджана, напомним, не просто отметил, что «за все эти годы с момента сдачи в эксплуатацию Баку-Тбилиси-Джейхана, то есть с 2006 года, на территории Азербайджана никаких происшествий не возникало», и «наши трубопроводы защищаются на нашей территории в надлежащем порядке». Глава государства и Верховный Главнокомандующий таким образом еще и озвучил «месседж»: Азербайджан более чем серьезно относится к своим обязательствам по обеспечению безопасности нефтяной инфраструктуры. И если теперь понадобится защитить ее от Армении — наша страна сделает это со всей решительностью и профессионализмом, которые наша Армия демонстрирует сегодня на поле боя. Получив на это гласный или негласный мандат от “заинтересованных структур”. Так что за свой нефтегазовый террор Армении придётся очень дорого заплатить. Вне зависимости от того, долетят ли ее ракеты до Сангачальского терминала.
Нурани, политический обозреватель Minval.az