Наверняка многие жители Баку еще помнят то самое время, когда начинался сезон ловли креветок (с марта по май, в утренние и вечерние часы). Незамысловатое сооружение для охоты на морские «семечки» или рачки (как ласково называли креветки в народе) не требовало особых затрат: круглая рачня, как правило, сделанная из проволочного каркаса кустарной выделки иногда с оконной тюлью вместо густой сетки, с завязанным куском хлеба и тяжелым грузилом внутри. Рачня эта цеплялась на веревки и опускалась с эстакад в море. Ловщики креветок предпочитали пирсы, подводные скалы, эстакады, короче все те места, где росло много водорослей.
Мой папа практически каждое воскресение ловил чуть ли не ведро креветок, и устраивал пивные посиделки с друзьями. Креветок было много, все они были крупные (мелкие выбрасывались в море) и удивительно вкусные. Над мужчиной, который продавал вареные креветки около магазина АЗРЫБА (возле армянской церкви), дружно смеялись, потому что банка стоила 3 маната (старыми деньгами) в тот самый момент, когда свежевыловленные креветки многим жителям Баку не стоили ни копейки. Кстати, те, кому неохота была ловить, всегда могли прикупить свежие креветки на берегу моря, у тех же самых креветочников, возвращающихся с утренней или вечерней ловли. Все знали, что при юго-восточном ветре креветок будет навалом. Конечно же, я рассуждаю, как солдат афро-американец Бабба, сослуживец Форреста Гампа, но я очень горжусь тем, что много знаю про свой любимый с детства продукт. А моему брату креветки даже зрение спасли: при диоптрии -6 врачи рекомендовали родителям кормить его сырыми креветками. Брат ел и благодаря «семечкам моря» не ослеп.
Креветки выедались в нашем городе сотнями килограммов, на городские свалки выбрасывались огромные пакеты, набитые красным хитиновым покровом, особенно по выходным дням, когда честные советские люди честно отдыхали после 5-дневной рабочей недели. Все жители центра Баку знали, что лучшие креветки в городе продаются «в окошке Фархада на Баилова» (там же можно было и янтарную астраханскую воблу прикупить, и шамайку, и истекающего жиром копченого леща).
Да, живший на минтае и хеке советский люд Баку еще не знал о существовании пангасиуса и нототении. Зато бревно балыка можно было достать – хоть «из-под полы», но зато за относительно приемлемую сумму и — кстати – первой свежести (она же и последняя). Не в пример нынешним временам, как говорится.
Сегодня вообще все изменилось. Еще в начале 2000-х годов креветки почему-то попали под гриф «дефицитный товар»: сначала запретили отлов, потом резко стала подниматься ценовая шкала. Затем экологи заговорили о том, что креветки уходят в сторону Ирана, и в нашей акватории их уже настолько мало, что чуть ли не в Красную книгу скоро занесут.
Чем, естественно, не преминули воспользоваться дельцы – по принципу «пока есть спрос — будет и предложение». Ведь пиво пока еще никто не отменил, а лучшей закуски чем креветки пока еще не придумал никто (хотя некоторые предпочитают воблу, сухарики, горох, мясную тарелку и сыр-косичку). Но тем не менее, креветки — это золото пивного стола. А сегодня ЗОЛОТО — в самом прямом смысле слова. Килограмм креветок средней величины стоит уже 40 манатов, а мелочевку загоняют за 25-30 манатов (хотя там и есть-то нечего). В пабах подают второсортный продукт (чаще всего не свежесваренные, а брошенные в кипяток мороженые креветки). Специалист вроде меня – в отличии от непритязательного клиента, сразу же почувствует разницу. А, между прочим, порция таких вот креветок не первой свежести в пабах стоит как минимум 8 манатов. У завозчиков-распространителей этого полезного, но увы, столь недоступного для многих жителей страны продукта расценки просто шокируют – мелкие креветки в районе 25-ти манатов, средние – около 30-ти, а крупные – 40-50 манатов за кило. Если сравнить с ценой на ту же осетрину на Тезе Базаре, то получается, что осетрина стоит дешевле (40 манатов за кг). Кстати, на том же Тезе Базаре мороженные креветки стоят не менее 20 манатов за мелочевку. Да и то – весьма сомнительного качества.
Любители креветок вздыхают: дорого и недоступно! Ведь если покупать креветки, чтобы поесть от души, нужно купить как минимум 1,5-2 кг. А если перевести эти килограммы на манаты, то получается весьма неутешительный результат: почти в 60 манатов влетает это удовольствие. А если еще и пивом затариться с соответствующими закусками (одними же креветками в любом случае сыт не будешь), счет за пивную вечеринку с морскими «семечками» получается как за хороший ужин на двоих в престижном ресторане города.
Почему же мы, горожане, живущие у моря, сегодня лишены возможности питаться свежим, ароматным, и главное – таким полезным продуктом, как креветки? В магазинах к нему не подступишься (да и не зачем многомесячной заморозки товар, котором по весу больше льда, нежели самого продукта, покупать), у перекупщиков качество все же чуть лучше, но еще хуже цены кусаются…
Многие связывают резкое исчезновение креветок с экологическими проблемами Каспия, кто-то — с человеческой жадностью, уничтожившей популяцию чуть ли не под корень. Есть еще одна причина, озвученная гражданами Баку: практически все побережье перекрыто территориями частных пляжей, и те места, где раньше собирались ловцы креветок, сегодня недоступно для простых граждан. Так же как и недоступны эстакады, плавучие платформы, доки, до которых во времена СССР можно было добраться пешком через 20-й участок.
С другой стороны, если брать цены в европейском разрезе, то в странах ЕС креветки тоже стоят недешево, хотя многие города, в которых побывал автор этих строк, расположены на берегу моря. Но если сравнивать ценовую шкалу и зарплаты ЕС и Азербайджана, то в отношении первого пункта (цены на продукт) цифры практически одинаковые, а вот что касается зарплаты, из расчета которой оплачивается покупка, то тут громадная пропасть. К примеру, покупку креветок за 15-17 евро (кг) может себе позволить человек, получающий как минимум 1000-1200 евро в месяц (что, собственно, нормально для среднестатистического жителя ЕС). Но не для Азербайджана, в котором среднестатистические зарплаты настолько смехотворны, что озвучивать стыдно. Понятно, что морепродукты всегда считались едой элитной и дорогой во всем мире. Но не в Баку, в котором не одно поколение наслаждалось морскими «семечками» — дешевой и сердитой едой, которая доставалась среднестатистическому жителю просто так, по праву народного достояния (ведь согласно Конституции природные ресурсы страны – народное достояние).
Но, увы. Время халявы отошло в прошлое. Сегодня столь любимые жителями страны креветки в Баку стоят дороже, чем рыба (как я уже отметила выше, практически столько же, сколько стоят осетровые). Даже кутум стоит дешевле креветок, а ведь кутум всегда считался дорогим сортом рыбы. Да какая там рыба, креветки сегодня стоят вдвое дороже говядины, почти в три раза дороже баранины. К сожалению, сегодня работает один принцип: хочешь– плати! Если уж тяжелая лапа монополиста сжимает горло, то этой лапе решительно все равно – это горло своего или чужого. А то, что рынки у нас монополизированы – это давно доказанный факт. И потому я не удивляюсь, что на родине алычи этот фрукт в межсезонье продают по бешеным ценам. То же самое происходит и с креветками: живя на берегу моря, мы не можем позволить себе покупку этого полезного (а ранее и такого доступного) морепродукта. Законы монополизма не обсуждаются: хочешь– плати!
Яна Мадатова