Эту новость еще с вечера 6 октября наперебой сообщали многие информагентства: Никол Пашинян заявил, что он готов к уступкам в Карабахе! Возможно, когда о заявлении Пашиняна сообщалось в режиме «Молния» одной строкой, его еще можно было принять за первые признаки здравого смысла. Но затем стали известны подробности. В интервью AFP Никол Пашинян заявил: «Конфликты нужно урегулировать на основе взаимных уступок. Нагорный Карабах и Армения готовы пойти на уступки, если на соразмерные уступки готов и Баку».
А вот это уже верный признак: до победы здравого смысла на армянской стороне, к сожалению, еще слишком далеко. Более того, Никол Воваевич, судя по этому его заявлению, просто не понимает, в какой ситуации находится и он, и его страна.
Итак, пойдём по пунктам.
Никол Пашинян, рассуждая об уступках, на которые «могут пойти Армения и Нагорный Карабах», продолжает свои провокационные игры по «вдавливанию» в переговорный процесс ханкендинского оккупационного режима, созданного Арменией на захваченных азербайджанских землях. И что же — Никол Пашинян не в курсе, что в Баку уже не раз заявили, что никаких переговоров с «гауляйтерами» не может быть по определению? И что есть такая мелочь, как утверждённый еще в девяностые регламент ОБСЕ, согласно которому, есть две стороны конфликта — Азербайджан и Армения, и две заинтересованные стороны — азербайджанская и армянская община Карабаха? За два года с лишним нахождения в премьерском кресле он не удосужился ознакомиться с переговорными документами? Ему не доложили? Не растолковали? Можно гадать до бесконечности, но «на выходе» Никол Воваевич продолжает ту же политику, которая уже разрушила диалог и привела к нынешней вспышке боевых действий.
Тем более нелепо звучат его рассуждения в стиле «Конфликты нужно урегулировать на основе взаимных уступок». Как бы это повежливее выразиться, говорить о взаимных уступках надо было раньше, весной-летом 2018 года, когда после победы пашиняновского «дымб-дымб-ху» международное сообщество уговаривало Азербайджан подождать, выражая надежды, что новое руководство Армении займёт более конструктивную позицию. Но вместо этого Пашинян выбрал путь опасной демагогии и прямых провокаций, от заявлений в стиле «Карабах — это Армения, и точка» и банкетов, и танцев в оккупированной Шуше, имеющей для Азербайджана огромное и историческое, и символическое значение до прямых вооруженных инцидентов на границе и отправке в Азербайджан диверсионных групп. Дальнейшие события известны слишком хорошо: срыв переговоров, новая вооруженная провокация «на широком фронте» и контрнаступление Азербайджанской Армии.
И самое главное, президент Азербайджана Ильхам Алиев уже назвал условия, при которых огонь может быть прекращён: признание территориальной целостности Азербайджана, отказ от агрессии и оккупации, четкий график вывода войск, с указанием сроков и международными гарантиями, и извинения за свою прежнюю провокационную демагогию. Так что сегодня, когда азербайджанский флаг уже поднят в Суговушане и Джебраиле, когда армянская армия деморализована и дезорганизована, нужны уже не общие рассуждения о «взаимных уступках», а четкий ответ, принимает Никол Пашинян эти условия или нет. А если нынешний «народно-революционный премьер» этого не понимает, а в его команде не нашлось никого, кто ему это растолкует… тогда Армении остается только посочувствовать. Впрочем, это их собственный выбор.
Нурани, политический обозреватель