Расчет на психологический дефолт протестующей массы в Ереване может подвигнуть Сержа Саргсяна на фол последней надежды. Речь о вспышке обострения на передовой, которую может спровоцировать новый, но уходящий премьер.
Когда контроль над улицей переходит протестной массе, слухи распространяются со скоростью света. Проигрывающие в борьбе за власть прибегают к тиражированию дезинформации, чтобы запутать оппонентов. По армянской столице уже ползут слухи о начавшемся наступлении азербайджанской армии. Однако негодующая площадь не реагирует на дешевый маневр.
Министерство обороны Азербайджана, предвосхитив ожидаемый трюк, распространило официальное сообщение, согласно которого боевые формирования страны никаких наступательных действий не предпринимают и надежно охраняют редуты от всевозможных провокаций.
Помнится, когда в 1998 году дуэт Кочарян-Саргсян насильственно сместили законного президента Левона Тер-Петросяна, тогдашний президент Азербайджана Гейдар Алиев, выступая по государственному телевидению, заверил, его страна не предпримет никаких наступательных действий в отношении Армении. После был парламентский расстрел (октябрь 1999 года), мартовский (2008) эксцесс, завершившийся расстрелом мирных демонстрантов, другие тревожные события, замешанные на терроре и политических интригах. По их ходу Баку непременно сохранял верность политическому джентльменству, показывая противной стороне, что не имеет привычки использовать форс-мажоры противника, а дожидается разумных действий со стороны Еревана ради торжества дипломатии. Похоже, Саргсяну этого не дано понять.
Он был бы не самим собой, если бы не выкинул фортель, дескать, готов уйти с поста только после решения карабахской проблемы. Это и есть попытка отвлечь внимание массы от вопроса о будущем армянской власти. Но парадокс разыгрывающейся партии в том, что Саргсян, взваливший на свои не широкие плечи территориальную проблему, до последнего играет на нервах людей, не желающих больше видеть его во власти.
Первый президент Левон Тер-Петросян, идя на последние парламентские выборы с прагматичной программой, предложил от имени своей партии «Армянский Национальный Конгресс» (АНК) лозунг “Мир, примирение и добрососедство». Сфальсифицировавший итоги выборов Саргсян съязвил тогда по этому поводу, дескать, «первый президент оторван от реалий, и не чувствует структуру момента». Ему не терпелось внушить всем мысль, мол, «победа в борьбе за Карабах» перевешивает все неурядицы страны. Он заготовил на все случаи одно блюдо под названием «Карабах», чтобы застолбить за собой лавры победителя и надежную фору перед оппонентами.
Запустив в дело административный ресурс и невиданные фальсификации, посчитал, что дело сделано. Но просчитался, и удар пришелся, откуда не ждал бравый азататутюн.
Ныне ему не до слов Тер-Петросяна, который предвидел судьбоносную суть выбора между войной и миром. Он как в воду глядел. Самонадеянность теперь боком выходит Саргсяну. А ведь предупреждение опытного Тер-Петросяна (1998) имело под собой провидческую составляющую: «Сегодня победила партия войны, а партия мира проиграла, но то, что сейчас мы могли бы обрести для Армении, мы не сможем получить через 10-15 лет». Как говорится, все по нотам.
Из потерянных почти 20 лет уж точно 8 пустил на ветер Саргсян. После нескольких лет бездействия затеянная им конституционная реформа потому и потерпела крах, что он ее задумал для себя. Будь он честен с народом, обойдись без собственного участия в борьбе за премьерство, в Армении не было бы этого бардака, который в любой момент может перерасти в разрушительный взрыв.
Протестный избиратель не желает больше видеть этого человека во главе страны. Он обманул всех, но в реалиях еще и переиграл себя, продемонстрировав полную беспринципность.
Неповоротливость в контакте с конкурентами дает понять, что Саргсян уже два года назад был заточен на сохранение своих позиций. В этом и оказалась его недальновидность. Знал, чего хочет, но так и не усвоил, что с народом нельзя юлить. При этом коррупция и диктат разъели жизненную ткань страны. Отсюда и массовая неприязнь, и новые опасности.
Риск страшной дестабилизации будет сохраняться, и сегодняшней улице не до Карабаха, хотя многим доподлинно известна первопричина наблюдаемого хаоса. Чтобы разрулить обстановку, нужен трезвый подход, предполагающий безоговорочного ухода Сержа Саргсяна. Кремль все же постарается после озвученного поздравления в адрес оскандалившегося «победителя» выступить гарантом спокойствия. Для этого нужен деликатный ход и дееспособное управление. Однако без коренных кадровых назначений и точечных действий не обойтись.
Крайне важно, чтобы армянский кризис не пересек национальные границы. Для успеха стабилизационного предприятия неизбежен национальный диалог, а это, между прочим, то, от чего шарахался Серж Саргсян.
Его печальный конец и порочные действия должны стать поучительным уроком для всех, кто не желает движения по искривленному пути, проторенному очевидным авантюристом и военным преступником в одном лице.
Тофик Аббасов