Общая «красная линия» трех столиц
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в скором времени совершит визит в Иран. Об этом сообщил представитель МИД Ирана Бахрам Касеми.
«В ближайшем будущем стоит ожидать визит господина Эрдогана в Тегеран, мы объявим об этом, как только будут определены обстоятельства и дата этой поездки», — сказал Касеми.
Напомним, что недавно глава Генштаба ВС Ирана Мохаммад Хоссейн Багери был с визитом в Анкаре, где его принял Эрдоган. Это говорит об актуальности обсуждаемых тем. Через несколько дней после Багери с руководством Турции встретился глава Пентагона Джеймс Маттис.
Эти встречи на высоком уровне, безусловно, связаны с нахождением Анкары в эпицентре происходящих в регионе процессов, а также процессов, оказывающих влияние на региональную безопасность, и с ее решающей позицией. Один из процессов происходит вокруг террора РПК и политического будущего Иракского Курдистана.
*****
Известно, что за исключением Израиля, все ведущие страны региона, Турция, Иран, арабские страны, сам Ирак выступают против проведения Иракским Курдистаном референдума о независимости, запланированного на 25 сентября. В свою очередь глава автономии Масуд Барзани на встрече с главой Пентагона настойчиво заявил о том, что «референдум – это право курдского народа и не противоречит принципам демократии».
Этим он довел до сведения, что референдум не будет отложен. Курдский лидер старается убедить, что референдум будет носить характер рекомендации, и даже если будет получен позитивный ответ на главный вопрос, то «раздел имущества» с Ираком и создание независимого курдского государства сразу же не начнется. То есть, процесс отделения будет долгосрочным и постепенным. Однако обещания Барзани, слова о том, что он будет держать под контролем ситуацию после референдума, больше не признаются авторитетными. В этом контексте беспокойство в соседних странах возрастает.
Неслучайно одним из мотивов встречи в Анкаре Багери с Эрдоганом был именно запланированный на 25 сентября референдум. Впервые Иран и Турция выразили открытое совместное беспокойство по этому поводу и отрицательное отношение к референдуму. Хотя у Барзани очень теплые отношения с руководством Турции.
*****
Вероятно, визит Эрдогана в Иран в канун референдума в Иракском Курдистане запомнится не только обсуждениями Сирии, террора, вопросом безопасности и сферы энергетики, но и выражением более конкретной позиции Тегерана и Анкары на эту тему. Если учесть расхождение позиций двух стран по Сирии, то ожидается, что визит будет достаточно критичным.
10 сентября Эрдоган совершит двухдневный визит в Азербайджан. Вероятно, турецкий лидер отправится в Тегеран, получив ясную позицию Азербайджана по этому вопросу (естественно, визиты могут быть совершены не подряд, а с определенным интервалом).
Референдум в Иракском Курдистане представляет важность и для Азербайджана. Во-первых, наш главный союзник братская Турция выступает против этого референдума, считая формирование курдского государства угрозой своему суверенитету и территориальной целостности. Во-вторых, стратегический партнер Азербайджана – Израиль, наоборот, открыто выступает за создание в регионе курдского государства.
Не исключено, что в ходе предстоящего визита Эрдогана в Баку этот вопрос будет в центре внимания. Анкара, наверное, выяснит конкретную позицию Баку по этому вопросу.
Одно точно, независимо от личных интересов Турции, Ирана и Азербайджана, они вынуждены проводить в регионе более синхронную политику против старых и новых угроз. То есть, у них общие «красные линии».