Речь пойдет о стыдливо замалчиваемом феномене «азулантов» (нем. Asylant, анг. asylum seeker) из Азербайджана – искателей убежища под предлогом политических репрессий или дискриминации по национальному или религиозному признаку. Бесспорно, что такие проблемы в Азербайджане, как и в любой стране Европы (и не только Восточной) существуют. Но масштабы бегства не могут не впечатлить и не вызвать недоуменные вопросы. Например, по данным Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), в 2012 г. на Западе попросили убежище 2088 граждан Азербайджана, в 2013 г. – 2425, за первые 2 квартала 2014 г. в одной только Европе таких было 1145 человек. Одним словом, в год из Азербайджана убегает столько «политически преследуемых» граждан, что хватило бы на создание и регистрацию 2 политических партий. А за пару десятков лет в двери Европы постучалось население небольшого азербайджанского района…
В результате, по общему количеству беглецов Азербайджан как страна происхождения искателей убежища в Европе в настоящее время занимает 35-е место, расположившись между Эфиопией и Ливией. Сравнить положение в застойно-стабильном Азербайджане с охваченной гражданской войной и резней Африкой мало у кого повернется язык. Остается предположить, что большая часть этих людей – просто искатели лучшей жизни. И думаю, что любой из читателей сможет припомнить своего родственника, соседа или знакомого, который сбежал на Запад или собирается это сделать по экономическим причинам: надоела коррупция, не везет в бизнесе, не устраивает маленькая зарплата или нищенская пенсия, хочется, чтобы хоть дети (внуки) пожили по-человечески и т.п.
Можно было бы их понять и от души посочувствовать. Только вот, добравшись до Запада, эти люди сразу меняют пластинку. Из недовольных зарплатой обывателей они преображаются в крутых политических активистов, из чистокровных представителей титульной национальности – в униженных и оскорбленных «нацменов», из мусульман в пятьдесятом поколении – в преследуемых христиан и т.п. Все эти истории, от которых лично знающие азулантов люди потеряют речь от недоумения, обычно остаются за кадром присылаемых «беженцами» глянцевых фото. За исключением тех, которые попали в поле зрения таких структур, как Европейский Суд по Правам Человека (ЕСПЧ) или комитеты ООН, куда могут подавать индивидуальные жалобы те азуланты, которым отказали миграционные службы.
Эти истории, изложенные в решениях международных организаций сухим языков фактов, заставляют и стыдиться поведения наших соотечественников, и восхищаться их изворотливостью. Кажется, что не осталось никакого морального барьера, через который бы они не переступили, чтобы достичь желанного уютного места на жирной буржуйской шее. Год за годом они судятся с европейскими миграционными службами, изобретая аргумент за аргументом, и временами все же берут Европу на измор. Вот лишь некоторые из них (имена героев этих историй называются лишь потому, что они сами дали суду право их публиковать).
Армяне, армяне, кругом одни армяне…
Карабахский конфликт и ухудшившиеся на его фоне отношения армян и азербайджанцев являются излюбленным поводом для обращения за убежищем уже более 20 лет. Часто какие азуланты сваливаются на голову европейцев сразу целыми семьями, обычно смешанными (армяно-азербайджанскими). В этом случае один из супругов получает убежище, в то время как остальные члены семьи подают заявление на воссоединение.
Например, в деле ЕСПЧ «Арутюнян против Нидерландов» (жалоба № 10980/04, решение от 17 января 2008 г.), некий Карен Арутюнян, женатый на азербайджанке, приехал в Нидерланды в 2000 г. В то время как жене на каком-то основании дали там убежище, Арутюнян, как гражданин иной страны, чем у жены, должен был обосновать свое дело отдельно. Он заявил, что в случае депортации в Армению его подвергнут пыткам из-за национальности жены. Он проиграл суды, но после долгих судебных процедур, Арутюняну все же повезло – в 2007 г. он попал под общую амнистию для тех, кто обратился за убежищем до 2001 г. На этом основании, ЕСПЧ снял его жалобу с рассмотрения.
Куда меньше повезло смешанной паре в деле ЕСПЧ «Ахмадов и Багурова против Швеции» (жалоба № 34081/05, решение от 10 июля 2007 г.), где фигурировали приехавшие в страну в 2002 г. азербайджанец Имран Ахмадов и армянка по отцу Наталья Багурова (в паспорте, однако, записанная как русская). Ахмадов утверждал, что он является активным оппозиционером и что при разгоне некой демонстрации, дату которой он не помнил, полицейские поломали ему ребра. Багурова, помимо армянского происхождения, напирала еще и на свое членство в общине «Свидетели Иеговы», из-за чего якобы преследовалась. Но ни армянское происхождение, ни членство в секте не были приняты во внимание ЕСПЧ, и жалобу отклонили, сняв запрет на депортацию.
Некоторые семьи создаются прямо в стране убежища после того, как будущим мужу и жене отказывают миграционные службы. При этом, несмотря на сложные жизненные обстоятельства, пары сразу заводят детей и затем спекулируют уже их интересами.
Так, весьма романтическая история изложена в деле ЕСПЧ «Григорян и другие против Швеции» (жалоба № 17575/06, решение от 5 июля 2007 г.). Его фигуранты – ровесники Альберт Григорян и Ирада Бабаева (как утверждается, полу-армянка) прибыли в Швецию соответственно из Армении и Азербайджана в 2002 г. Обоим отказали в убежище, после чего у пары вспыхнула взаимная любовь. Пожениться официально они не могли, т.к. Альберт не предоставил никаких удостоверяющих личность документов и не предпринял никаких шагов, чтобы их получить. Официальный брак с Альбертом дал бы Швеции право депортировать все семейство в Армению, что явно не входило в их планы. Вне брака в 2004 г. у них родилась дочь, в 2006 г. – еще одна. Вместе с детьми появился и новый повод остаться в Швеции: мол, в странах гражданства родителей эту чету не примут, а разъединив супругов и выслав их по отдельности, власти нарушат право на семейную жизнь. Утверждалось, что первый ребенок психически болен, и его надо лечить именно в Швеции. От имени второго ребенка подали отдельную жалобу. Насколько можно судить по решению, ЕСПЧ отказал в ее приемлемости, и в конце концов пару разъединили и депортировали.
О смешанной семье шла речь и в деле «К.А. против Швеции», рассмотренном Комитетом Против Пыток ООН (сообщение № 308/2006, решение от 16 ноября 2007). Некая гражданка Азербайджана К.А. представила в ООН жалобу от имени своей семьи. К.А. и ее муж Р.А. обратились за убежищем в Швеции в сентябре 2003 г. Как обычно в таких случаях, несмотря на неопределенность своего положения, пара срочно завела детей А.А. и В.А., родившихся в Швеции в 2004 и 2005 году. Суть жалобы была в том, что из-за армянского происхождения матери мужа, К.А. покинула Азербайджан, а Р.А. подвергся преследования как полу-армянин: ему не дали паспорт и насильно заставили служить в армии. Во время службы в армии в июле 2001 года он подвергался избиениям, в том числе прикладами, и пыткам из-за армянского происхождения его матери. Вследствие этого он бежал из армии после 65 дней службы. После этого он переезжал с места на место, никогда официально не раскрывал своего полного имени и скрывался от властей в течение двух лет. В апреле 2003 года Р.А. и автор жалобы вступили в брак и поселились в одном из сел в Азербайджане, где он нашел работу на ферме и ухаживал за животными. Его начальник попросил его зарегистрироваться в селе (дата не уточняется). Опасаясь того, что власти и местные жители узнают о его смешанном этническом происхождении, он не выполнил этого требования и сбежал за границу. 10 октября 2003 года Р.А. получил травмы при автомобильной аварии, происшедшей в Швеции, после чего ходил на костылях и заявил, что потерял память, в частности, о том, где он жил, в какую школу ходил, у кого работал, как добрался до Швеции, кому отдал свой паспорт и т.п. По заявлению жены, «после аварии он вел себя как маленький ребенок, и казалось, что все произошедшие с ним ранее события напрочь стерлись из памяти. Он проснулся другим человеком, и начал абсолютно новую жизнь». Однако медицинские обследования в Швеции не подтвердили, что он потерял память, что навело шведов на мысль о том, что «он сознательно затруднял расследование вопроса о предоставлении убежища и препятствовал ему». Кроме того, за прошедшие в эмиграции годы не только муж, но и жена не представили властям никаких документов о своей личности, поэтому «нельзя исключать возможность того, что семья проживала под другой фамилией и что у Р.А. иное этническое происхождение, чем то, о котором он сообщил национальным миграционным властям». В результате КПП отказал им.
Настоящая человеческая трагедия, достойная кисти драматурга, обрисовалась в деле «Муради и Алиева против Швеции» (№ 11243/13, 25 июня 2013). Некая Сельма Алиева утверждала, что была сиротой и содержалась в приюте, пока ее в 5 лет не усыновила некая бездетная пара. Через пару лет приемная мать умерла, и соскучившийся по женской ласке отчим начал насиловать падчерицу. В 16 лет он отвез ее в Турцию и оставил там на попечение какого-то курда для сексуальной эксплуатации. Через 5 лет девушка без документов и поддержки как-то умудрилась добраться до Швеции и утверждала там, что в случае отправки в Азербайджан никто ее там не защитит от мести злобного отчима. Другой заявитель – Али Муради был афганец-хазареец. По этой причине его с отцом якобы преследовал Талибан, и даже после эмиграции в Иран, талибы смогли убить его отца. Миграционная служба по отдельности отказала обоим. Тут наши герои встретились, воспылали чувствами и зачали ребенка. Когда это не помогло, оказалось, что оба психически больны и им требуется лечение именно в Европе. Шведы предложили Муради получить паспорт, официально жениться на Алиевой, после чего их могли бы депортировать уже как супругов в Азербайджан. Однако по какой-то причине, как и в случае Григоряна, это предложение пришлось им не по вкусу. ЕСПЧ отклонил жалобу, и пару, по всей видимости, разъединили.
Редким случаем положительного решения вопроса является дело «C.М., Х.М. и А.М. против Швеции» (сообщение № 374/2009, решение 21 ноября 2011 г.), в котором заявители сделали две попытки получения убежища в Швеции. C.М., его жена Х.М. и дочь А.М. являются выходцами из Нагорного Карабаха, которые в 1988 г. стали внутренне перемещенными лицами и проживали недалеко от Баку. C.М. по материнской линии является армянином и по внешности и речи похож на типичного армянина. На этом основании в Азербайджане все члены его семьи подвергались преследованию на этнической почве. В частности, одна из его сестер покончила с собой после того, как была изнасилована на его глазах. Х.М. была избита соседями, в результате чего у нее была сломана нога; их дочь также получила телесные повреждения. В 2002 году семья обратились с ходатайством о предоставлении убежища в Швеции, в чем им было отказано, и 19 августа 2004 года они были высланы в Азербайджан. По прибытии они якобы были избиты полицией, подверглись допросам с применением насилия, 4 суток содержались в здании аэропорта без надлежащего питания и удобств. C.М. выбили зубы и вывихнули руку; Х.М. подверглась побоям и сексуальному надругательству. Их дочь стала свидетелем нескольких актов насилия в отношении своей матери и с тех пор страдает стрессовым расстройством. Семья провела десять дней в больнице. В декабре 2004 года семья вернулась в Швецию и подала ходатайство о предоставлении убежища. К ходатайству прилагался ряд документов, в частности письмо из азербайджанской женской организации, в котором говорится, что C.М. и Х.М. издавна являлись сторонниками политической оппозиции. Миграционные власти, однако поставили под вопрос смешанное этническое происхождение семьи. Более того, в период с 1976 по 1996 год C.М. работал в аэропорту Баку. В 2000 году C.М. было выдано новое водительское удостоверение, а в 2004 году заявители получили новые паспорта, что говорило об отсутствии каких-либо трений с властями из-за армянского происхождения С.М. Кроме того, весьма противоречивым представлялся тот факт, что у брата C.М., который проживает с их матерью-армянкой, не возникает никаких трудностей из-за его этнического происхождения (впоследствии С.М. изменил свои показания и заявил, что один брат уехал, а сестра была изнасилована и покончила жизнь самоубийством). Были и другие соображения, ставившие под сомнение историю этой семьи, которая заявляла также, что их дело широко освещалось в шведской прессе и потому власти Азербайджана знают о них и будут их преследовать. Высылка была назначена на 12 июня 2008 года. С этой даты C.М. и Х.М. скрываются, а их дочь была передана на воспитание в приемную семью и посещает школу в Швеции. Спустя два года родители попытались поднять вопрос о воссоединении семьи, но ходатайство было отклонено на том основании, что они более двух лет скрывались от властей и что их дочь сможет остаться в приемной семье. Таким образом, решение о высылке все еще подлежало исполнению. Однако КПП ООН, принимая во внимание положительное мнение «Международной Амнистии» и УВКБ ООН по этому случаю, счел, что высылка стала бы нарушением Конвенции против пыток.
В Европу со своими болячками…
(Продолжение следует)
Эльдар Зейналов, глава правозащитного Центра Азербайджана