Являющийся членом «Движение неприсоединения» Азербайджан, вступив на прошлой неделе в Шанхайскую Организацию Сотрудничества (ШОС) в качестве партнера, тем самым пошел на смену внешнеполитического курса. Этот шаг, предпринятый на фоне напряженных отношений между США и Азербайджаном, вызывает у политических аналитиков вопрос: «на самом ли деле официальный Баку намерен взять внешнеполитический курс на Восток – Россию и Китай, а не на Запад?».
Данный вопрос является актуальным и по той причине, что кардинальное изменение внешнеполитического курса предвещает перемены в «островке безопасности», на котором ютится Азербайджан. В любом случае, «Шанхайских ход» можно засчитать успехом России, а конкретно Путина, в соперничестве с Западом и США за Азербайджан.
*****
На следующий день после «шанхайского демарша» специальный посланник и координатор Госдепа США по международным энергетическим вопросам Амос Хокстайн, известный также в качестве основной фигуры, препятствующей реализации «Турецкого потока» в России, прибыл с официальным визитом в Баку, где провел переговоры с президентом Ильхамом Алиевым. На брифинге после встречи он заявил, что «США и Азербайджан связывают не только нефть и газ», что привлекает внимание и вызывает интерес, а также несет в себе определенные месседжи для Москвы и Баку.
Привлекает внимание также и то, что последние события происходят на фоне заявлений высокопоставленных американских генералов о том, что самая большая угроза их национальной безопасности исходит от России, а Москва является «врагом номер один». Например, с подобным заявлением на прошлой неделе выступил основной кандидат на пост начальника Генштаба США, генерал морской пехоты Джозеф Данфорд.
«Если вы хотите поговорить о стране, которая представляет реальную угрозу для США, я должен отметить Россию. Если вы посмотрите на поведение официальной Москвы, то оно настораживает. Россия представляет самую большую угрозу для нашей национальной безопасности», — сказал он во время обсуждения его кандидатуры в сенате США.
Он отметил, что аналогичную угрозу для США представляет и Китай (второй основной участник ШОС), Северная Корея и ИГИЛ. Кроме того, Данфорд счел оправданной возможность поставок летального оружия на Украину. По его словам, без такой военной помощи украинская армия не сможет защититься от российской агрессии. Ранее с аналогичным заявлением выступила и министр ВВС США, генерал Дебора Джеймс.
«Некоторые санкции против России могут остаться навсегда». Об этом на прошлой неделе заявил заместитель главы МИД России Сергей Рябков в ходе обсуждений ближайших перспектив в отношениях Москвы с Западом.
Понятно, что Россия не намерена возвращать Крым Украине, поэтому санкции все еще останутся в силе. Это означает, что маленькие страны, которые попадают в сферу влияния России и США, в том числе и Азербайджан, будут иметь напряженные отношения с одной из сторон, и рано или поздно предстанут перед серьезным выбором.
Такого рода заявления наглядно характеризуют сложившуюся атмосферу в отношениях между двумя мировыми державами…
*****
Стоит отметить еще один факт, относящийся к борьбе России и Запада за Южный Кавказ, куда входит и Азербайджан. Речь идет о захвате российскими пограничниками части трубопровода Баку-Супса в Южной Осетии два дня тому назад. Таким образом, в Цхинвальском регионе Грузии российские военнослужащие продвинули линию оккупации еще на 1 километр, непосредственно приблизившись к трубопроводу BP. Теперь линия оккупации проходит всего в 50 метрах от стратегического трубопровода Баку-Супса. Принимая во внимание то, что российские силы в Южной Осетии объявили барьер вдоль линии оккупации в радиусе 100 метров «нейтральной зоной», то можно считать, что часть стратегического трубопровода тоже находится под оккупацией.
Но на самом деле, это является предупреждением Западу, что в форс-мажорной ситуации Москва, при желании, может создать серьезную опасность как для этого трубопровода, так и для нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, а также, в целом, стратегическим интересам и партнерам Запада. Россия наглядно продемонстрировала это еще в августе 2008 года, во время «5-дневной войны» против Грузии. Следует подчеркнуть, что время от времени командиры армянских оккупационных сил тоже угрожали создать опасность для нефтепроводов. Но обычно армяне говорят это не от своего имени…
*****
Принимая во внимание все вышеперечисленное, можно предположить, что соперничество между Россией и Западом перешло в новую, более жесткую стадию. Каким образом закончится этот этап – зависит также от шагов официального Баку. Результат этого соперничества может серьезно повлиять на решение нагорно-карабахского конфликта, а также на судьбу других наших территорий, находящихся под оккупацией.
Этот вопрос делает Азербайджан «яблоком раздора», придает ему значимость в соперничестве мировых держав. Геополитическая пара Китай-Россия или тандем США-Европа? Что из этого сулит реальную и привлекательную модель решения карабахской проблемы? На нынешнем этапе главным является именно этот вопрос.
Выбор Азербайджана не за горами. И как мы уже многократно писали, эта дилемма представляет для нас большое значение из-за карабахского вопроса. Наверное, при внесении поправок во внешнеполитический курс, официальный Баку будет учитывать и этот фактор.
С этой точки зрения, план вхождения Азербайджана в ШОС является испытанием для Запада, от которого Баку долго ждал справедливого подхода. Возможно, на новом этапе надежды на Россию и Китай не оправдаются, однако – это политика, а в политике время от времени реализуется даже невозможное.
Minval.Az