«Запад вытеснить Россию из региона, если та откажется помогать Армении»

– Господин Казанцев, как Вы считаете, остались ли альтернативные подходы для урегулирования армяно-азербайджанских отношений и нагорно-карабахского конфликта с учетом эскалации напряжения на линии соприкосновения войск?

– К сожалению, я думаю, что разрешению этого конфликта мирным путем нет альтернативы. Война может вспыхнуть в любой момент, но в этом году она маловероятна, так как никому из серьезных игроков не нужна.. Даже если война в какой-то момент вспыхнет, то момент полноценного мира просто отодвинется в неопределенность. Все равно без мирного соглашения между двумя народами Южного Кавказа стабильной ситуации не получится. Это, в принципе, возможно, давайте вспомним о столетней ненависти друг к другу немцев и французов, а где теперь граница между двумя странами? Если переезжать ее, то просто не заметишь. В конечном итоге мир будет всем на пользу. Не факт, что это дойдет до властидержащих быстро. Многие из них имеют ментальность фронтовиков. Кстати, если на развитии Азербайджана противостояние наиболее сильно негативно сказывалось в первой половине 90-х годов, то для Армении негативный эффект оказался несколько отложенным. Он сказывался все больше и сейчас уже дошел до максимума. Когда-то Армения была среди передовиков в плане проведения экономических реформ (например, там очень рано распустили колхозы, да и элементы рыночной экономики там были всегда), но чем дальше, тем больше негативная стратегическая ситуация предопределила отказ от реформ. Теперь армянская экономика нуждается в огромной российской помощи, да еще и получает западную помощь и помощь от диаспоры. Если бы Армения пошла на мир, то это дало бы резкий толчок ее экономическому развитию и общему улучшению политической ситуации в ней. Да и Россия бы вздохнула с облегчением, если бы ей не надо было тратить свои ресурсы на эту ситуацию.

 

Какой Вы находите деятельность Минской группы ОБСЕ в переговорном процессе?

– Она очень пассивная. Воюющие стороны не разведены, перестрелки и теракты не расследуются, экономическая помощь беженцам не оказывается, даже активных усилий в плане поощрения армяно-азербайджанских переговоров не предпринимается. Кстати, Россия, особенно, в президентство Медведева, сделала очень много в плане посредничества. Если бы другие участники Минской группы проявили такую же инициативу, то вопрос, возможно, приблизился к разрешению. Давайте сравним западную активность и помощь Грузии в ситуации конфликта вокруг Южной Осетии и Абхазии, чтобы стало понятно, насколько позиция США и ЕС в армяно-азербайджанском конфликте пассивна. Причина в том, что там были напрямую задействованы интересы России и большая геополитика, а здесь ее куда меньше. Есть конфликт, который надо просто потихоньку разгребать, а этого никто в мире не хочет.

 

– Россия вместо того, чтобы оказать давление продолжает оказывать экономическую и военную помощь Армении, что не может не сказываться на азербайджано-российских отношениях. Согласны?

– Москва, действительно, оказывает большую экономическую и военную помощь Еревану. Это неизбежно, у нас, русских имеются исторические связи как с армянами, так и с азербайджанцами. Это как два родственника, между которыми мы не можем сделать выбор. Однако парадокс заключается в том, что Россия не может оказать реального давления на Армению в таких существенных вопросах, как Карабах. Дело в том, что Армения ведет многовекторную политику. Если Россия откажется ей помогать, то ее место тут же займет Запад. Сейчас российского влияния хватает ровно на то, чтобы Армения отказалась от сближения с ЕС. Я уже упоминал, что Москва в президентство Медведева активно пыталась содействовать переговорному процессу между Арменией и Азербайджаном, но это максимум, на что Россия может пойти. Карабахская проблема, к сожалению, сплетается с целым рядом других нерешенных проблем Центральной Евразии и мира, порождающих российско-западное противостояние.

 

Тамара Тагизаде

Теги: