Откомандированный в Киев корреспондент minval.az Эмиль Мустафаев взял интервью у Олега Медведева, который является одним из главных политтехнологов Батькивщины и лично Юлии Тимошенко. Ранее он был политтехнологом Виктора Ющенко.
— Как считаете, Евромайдан собрал людей недовольных властью или же тех, кто хочет быть частью Европы?
— Евромайдан начинался на первом этапе как митинг, ориентированный на тему Евросоюза. А на втором — это, конечно же, митинг против Януковича. Он уникальный политический персонаж, который за 9 лет смог дважды поднять против себя организованно сотни тысяч людей. Я думаю, что такими достижениями не может похвастаться не один политик на постсоветском пространстве. Майдан 2004 года был против Януковича и майдан 2013 года также против него. Причем он допек людей настолько сильно, что люди простили посторанжевым политикам то, что оказалось нереализованным и снова миллионами вышли на площади.
— А почему рейтинги Януковича не падают?
— Я не знаю, каковы его рейтинги сейчас. У Януковича есть так называемый ядерный электорат порядка 15% людей, которые готовы поддерживать его при любых обстоятельствах. Они ему верны и преданы. Это объясняется тем, что Украина с точки зрения электорального строя состоит из двух огромных частей: пророссийско-советской бело-голубой и украинско-европейской, посторанжевой части. На оппозиционном поле существует политическая конкуренция, здесь есть как минимум три или четыре сильно конкурирующих между собой политика и у людей есть выбор. А на том поле, котором находится Янукович, то там власть, наоборот, всячески пресекает политическую конкуренцию, на корню уничтожает тех политиков, которые могли бы составить Януковичу конкуренцию. У людей там нет другого выбора, он на своем электоральном поле находится вне конкуренции. Немножко отбирают у него голосов коммунисты, а во всем остальном у него монополия. Поэтому люди его поддерживают постольку, поскольку в их представлении других политиков для поддержки нет. То есть оппозиционные политики не приемлемы для них потому что они представляют чуждые им ценности, а других реальных политиков, которые стояли бы на советских, российско-имперских принципах нет.
— Рассчитывает ли оппозиция в будущем заручиться и поддержкой электората, поддерживающего Януковича, тем самым расколоть его?
— Безусловно, рассчитывает. Но на самом деле это слабо пересекающиеся поля и скорее стратегия оппозиции состоит в том, чтобы максимально мобилизовать украинско-европейское поле, которого в принципе, как показывает история избирательных кампаний за последние 10 лет, физически больше носителей советско-российских традиций.
— Народный депутат Царев сказал, что власть намерена оставить в покое Евромайдан, игнорировать его…
— Пока как-то не особо оставляли в покое. Несколько недель, что майдан стоит, несколько раз беспокоили. Причем беспокоили серьезно. Я не очень принимаю на веру обещание Царева. Хотя сейчас сложилась ситуация равновесия сил, когда у власти недостаточно ресурсов для того, чтобы разогнать Евромайдан, а у Евромайдана пока недостаточно ресурсов чтобы победить.
На самом деле лучше тот вариант, чем игра мускул, лучше в соревновании в силе воли, выдержки и стойкости. И понятно, что власти ожидают лучшее. Они находятся в хороших тепличных условиях, в хороших машинах, кабинетах. А людям ждать сложнее, потому что они находятся в зимних полевых условиях. Я думаю, что люди, которые собрались на Евромайдане, они сильнее духом, чем люди, которые объединились вокруг власти.
— Почему власть не считается с мнением протестного электората?
— Наверное у него (У Януковича — ред.) такая политическая культура. Он всегда делал ставку на грубую силу, на подавление, а не на диалог, поиск компромисса и этот раз не является исключением. Мирный протест не особо волнует Януковича , потому что он чувствует себя вооруженным до зубов и хорошо защищенным. Вероятно, это все позволяет чувствовать себя в серьезной безопасности. Все ресурсы силовых структур, которые только есть в Украине, они стянуты в Киев и в Киевскую область. Одни рассредоточились на правительственным квартале, другие разбили лагеря в других местах.
— Евромайдан повлияет на исход выборов в 2015 году, снизив шансы Януковича до минимума?
— Если будут выборы, то у оппозиции высокие шансы их выиграть. То что выборы будут- это понятно, но вопрос в другом- насколько они будут соответствовать хотя бы в минимальной степени европейским стандартам. Буквально на днях в пяти избирательных округах власть сфальсифицировала результаты выборов в четырех из пяти. По крайней мере в трех из четырех округов экзит-полы показывали убедительную победу кандидатов от оппозиции, но подсчет голосов показал другие результаты. Если раньше у нас экзит-полы существовали как некая форма контроля за честностью подсчета голосов, то сейчас их результаты скорее являются ориентиром для власти, которые помогают им правильно рассчитать силы и сколько нужно сфальсифицировать чтобы выйти на уровень «победы» для своих кандидатов.
Эмиль Мустафаев, Киев