Смогут ли новые поставки оружия Армении изменить ход новой войны?

Смогут ли новые поставки оружия Армении изменить ход новой войны?

Поставки в Армению западных образцов оружия по понятным причинам остаются в центре внимания экспертного сообщества. Даже те, кто не является военным экспертом, уже задают вопросы о боевой эффективности французских и индийских «Цезарей», немецких ПТУРов и т.д. Но стоит ли Армении так уж радоваться этим «оружейным подаркам»? Разберём по пунктам.

Прежде всего, обратим внимание на абсолютные цифры. Того, что поставлено в Армению из Франции, Индии и т.д., хватит для справедливого возмущения в Азербайджане, но не для того, чтобы изменить расклад сил на линии фронта. Можно добиться перевеса на небольшом участке, устроить там какую-то провокацию, за которую неизбежно «прилетит», причём «прилетит» уже по всему фронту, где армянские боевые порядки остаются столь же «дырявыми». По итогам 44-дневной войны 2020 г. и антитеррористических рейдов 2023 г. военные эксперты оценивают потери «матчасти» армянской армии в 5 млрд долларов. «Залатать» такие потери при помощи одного дивизиона даже самых чудесных французских «Цезарей», а тем более мечтать о перевесе над Баку – это даже не фантастика, а горячечный бред.

При этом вряд ли страны Запада существенно нарастят поставки в Армению, по крайней мере до тех пор, пока продолжаются боевые действия в Украине. Кроме того, на фоне украинской войны идёт укрепление восточных рубежей НАТО. Растёт напряжённость на Ближнем Востоке. На этом фоне вряд ли Армении станут «предоставлять» оружие на миллиарды долларов по первому всхлипу.

Далее, можно поспорить о достоинствах и недостатках тех же французских САУ индийской сборки, вспомнить или, наоборот, не вспоминать, что у украинских бойцов мнение по поводу «Цезарей» не самое лестное: громоздкие, капризные, со слабой проходимостью, даже обычная грязь выводит их из строя… Но нет сомнений: на статус «вундерваффе» эти «самоходки» уж точно не тянут. И коренным образом изменить расклад сил на линии фронта не смогут, особенно если речь идёт об одном дивизионе. Современная армия – это всегда «командная игра», это сочетание действий разных подразделений, у каждого из которых своя задача и своё оружие для решения этой задачи. Один, даже самый лучший и эффективный образец, ещё ничего не решает.

Наконец, на боевую эффективность оружия влияет не только его тактико-технические характеристики. Как иронизируют знающие люди, за «блузки-кофточки» из брендового бутика можно заплатить один раз, а потом комбинировать топ Calvin Klein, джинсы Trussardi, кожаный пиджак Versace, ботиночки Chloe, дополнять это всё сумочкой от LW и платком от Hermes. А с оружием всё сложнее. Для тех же САУ «Цезарь» нужна самая малость — снаряды, причём «натовского» калибра и образца. Сегодня, на фоне украинской войны, «снарядный голод» ощущается по обе стороны линии фронта.

Но самое главное — оружие нуждается ещё и в техническом обслуживании, причём профессиональном. Здесь действовать по принципу «мой сосед Ашот любую машину у себя в гараже так починит, что она носом землю рыть будет!» не получится. Надо будет создавать запас запчастей и комплектующих, ремонтные мастерские, готовить специалистов, причём вся эта инфраструктура нужна будет на каждый образец. Без такой «закадровой системы» любое, даже самое современное и совершенное оружие — не более чем дорогостоящий металлолом. Именно поэтому в армии так любят унификацию образцов. В Армении как бы всё это есть, но в расчёте на оружие российского производства. Увы и ах, на французскую самоходку «Цезарь» не получится приделать шасси от «Мста-С», а ЗРК «Мистраль» — ремонтировать при помощи запчастей от «Осы».

А вся пикантность ситуации в том, что в Армении всё по-другому. Здесь сделали ставку на «оружейное попрошайничество» ещё в безоблачные времена своих отношений с Россией. Теперь оружие выпрашивают на Западе и вынуждены снабжать армию в соответствии со старым анекдотом про «шедевр советской кухни — кавказское блюдо «жричодали»». То есть ставить на вооружение то, что удалось выклянчить, пусть даже это не самая современная и эффективная модель. Наконец, вооружение в армянской армии получается очень разнообразным: что-то осталось от России, что-то закупили у Ирана, что-то выпросили у Франции… И под каждый образец надо будет создавать всю цепочку ремонтных мастерских, создавать запас запчастей и комплектующих… По силам ли это всё Еревану? Особенно теперь?

Другой вопрос — что в Ереване очень любят придумывать легенды и верить в них. И на нынешнем фоне западные образцы оружия воспринимаются едва ли не как верный признак того, что вместе с ними Армения получила «гарантии безопасности», что стоит ей только поубедительнее всхлипнуть – так воевать за её территориальные аппетиты с Азербайджаном побегут на перегонки все страны НАТО, ну, может, за вычетом Турции… Это опасно для всех. Но самые большие риски стоят перед самой Арменией. Той самой Арменией, которая уже проиграла две войны с Азербайджаном и теперь вовсю готовится ввязаться в третью, которую тоже гарантированно проиграет.

Только на сей раз коллекцию Парка военных трофеев в Баку пополнят уже не только российские образцы.

Нурани, обозреватель