Сэр Уинстон Черчилль как-то заметил, что «умный человек не делает сам все ошибки — он даёт шанс и другим». В последний день октября Россия предоставила возможность в очередной раз ошибиться своему вечно хнычущему и вечно неудовлетворенному псевдовассалу – Армении. Налицо, как минимум, существенная корректировка стратегии и тактики реализации российских долгосрочных внешнеполитических интересов.
Впервые в постсоветской истории России Кремль отказывается от прямого вовлечения в территориальный конфликт «по приглашению» стороны-участника. После самоубийственного предательства Азербайджана в конце 1980-х руководством позднего СССР, событий в Приднестровье в 90-е, конфликта с Грузией в 2008-м, начавшейся в 2014-м и до сих пор продолжающегося противостояния с Украиной, военной компании в Сирии и т.д. Россия сделала шаг в другом, намного более рациональном и реально отвечающем ее интересам направлении. Она повела себя по-иному в армяно-азербайджанском конфликте.
Почему?
Самое простое объяснение, которое знает каждый таксист в Баку и Ереване — это неприязнь российского руководства к правительству Пашиняна. Возможно, это одна из причин, хотя далеко не самая значимая. Ведь в Кремле не послушали не только Пашиняна, но и не приняли ни одного из своих «реальных» вассалов. Даже Р.Кочарян «вдруг заболел» COVİD, что напомнило всем знаменитую диарею (понос) Роберта Сертаковича, неожиданно возникшую в бытность его президентом Армении во время переговоров с президентом Азербайджаном во Франции…
Причины лежат не только и не столько в этих реалиях, сколько в осознании Путиным интересов руководимой им страны в новой геополитической и экономической реальности, возникшей вокруг и внутри России.
Во-первых, Россия не стала сильнее после вовлечения в разные конфликты. Будучи финансово очень затратным, участие в них отрицательно сказалось на экономике России, и так сталкивающуюся последствиями пандемии, падения цен на нефть, серьезными санкциями Запада. В таких условиях вовлекаться в конфликт на стороне Армении на оккупированной ею территории Азербайджана не только финансово затратно, но и экономически не выгодно: Баку является одним из редких в СНГ партнеров Москвы, отношения с которым не требуют дотаций и приносят прибыль.
Во-вторых, вовлечение в войну на территории соседнего государства с мусульманским населением однажды уже стоило Москве краха великой страны. Как писал З. Бжезинский, Афганская война стала одним из ключевых факторов, обусловивших распад СССР. Одно дело, когда Москва сегодня защищает свои интересы на дальних подступах в Сирии, другое — в непосредственной близости от своих приграничных территорий, населённых теми же мусульманами. Дежавю последствий для России может стать еще более непредсказуемым, чем афганская авантюра для СССР.
В-третьих, любое, даже подспудное вовлечение России в конфликт на территории Азербайджана будет оценено как неправомерное и спровоцирует прямое вмешательство Турции. Этот невероятный сценарий был столь желанным не только в Армении, но и в целом ряде правительств западных стран: подумать только, две ключевые для них «головные боли» (Москва и Анкара) сталкиваются на «третьей» площадке с перспективой взаимного ослабевания! Одним из немногих политиков в Европе, кто публично усомнился в этом сценарии, была бывший вице-президент Еврокомиссии, высокий представитель ЕС по внешней политике, ныне ректор колледжа Европы в Брюгге профессор Федерика Могерини. На одной из конференций, проведённых ещё в начале столкновений в Карабахе, она парировала одному из участников, заявившему о возможности столкновений между Россией и Турцией из-за армяно-азербайджанской войны: «В этом вопросе Турция и Россия найдут общий язык (если уже не нашли) намного раньше, чем мы, европейцы, с каждой из этих стран по другим вопросам. На этом фоне нам важно своими заявлениями политически не потерять регион, столь значимый из-за критически важной для Европы энергетической и транспортной инфраструктуры».
Действительно, по признанию Путина, он хорошо ладит с Реджепом Эрдоганом. Ереванские иллюзии не стоят реального баланса интересов Москвы с предсказуемыми Анкарой и Баку.
В подходах внешнеполитического истеблишмента России, действительно, наметились позитивные сдвиги. В отношении армяно-азербайджанского конфликта проявляется здоровый прагматизм. РФ призвала Армению вспомнить о своей суверенности и самостоятельно решать свою судьбу. Что может быть лучше для страны, стремящейся к «подлинной» свободе и независимости?! Армения сделала всего лишь один самостоятельный шаг. И он уже оборачивается для неё не только крахом одноимённой партии Пашиняна, но и окончательным завершением оккупации земель Азербайджана.
Геополитическое предвидение и стратегическая выдержка Президента Ильхама Алиева вкупе с пониманием прагматизма лидера России как дружественной страны, ее реальных и перспективных интересов дали Азербайджану возможность использовать свой исторический шанс. Армия во главе с Верховным его успешно реализует.
Фархад Исаев