Дипломатия, как известно, искусство нюансов. Здесь полутона и намеки порой несут куда большую информационно-политическую «нагрузку», чем официальные заявления, жесты и рукопожатия под блицы фотокамер.
Нынешние отношения Москвы и Еревана — классический пример. Внешне все прекрасно: заверения в дружбе, рукопожатия, телефонные звонки и переговоры. Но первая же попытка «присмотреться повнимательнее» не оставляет сомнений: в реальности в отношениях двух стран налицо серьезный кризис, пусть и, скажем так, «необъявленный». И если даже в официальных выступлениях Армения и ее лидер Никол Пашинян еще не записаны в «русофобы», то вот СМИ, имеющие в РФ репутацию вполне лояльных Кремлю, открыто наносят Пашиняну весьма болезненные «информационные уколы», в том числе по такой болезненной для Армении теме, как июльские бои на Товузском направлении и их «дипломатические» последствия.
Так, российская «Независимая газета» выражается прямо и без обиняков: «Ереван играет на обострение в конфликте с Баку». Напомнив о состоявшейся в конце августа, как раз в годовщину оккупации Губадлинского района, поездке Никола Пашиняна в оккупированный Карабах, газета отмечает: «Одновременно Ереван пытается вовлечь в конфликт на своей стороне Россию и другие страны ОДКБ, но пока безуспешно».
Об этом в прессе говорилось уже многократно, но тем не менее напомним от себя: у армянской провокации на Товузском направлении было множество целей. В том числе — гласно и открыто втянуть в конфликт с Азербайджаном своих союзников по ОДКБ, и прежде всего Россию. Неудивительно: в Ереване не любят говорить об этом вслух, но военное превосходство Азербайджана — факт очевидный, соглашаться на мир на не лучших для себя условиях армянские лидеры не желают, а значит, остается только один вариант — «подписать» на войну за армянский интерес другие страны. Но эти планы потерпели крах. «Лента.ру», рассказывая о товузских боях, напоминает, как посол Армении в РФ Тоганян взывал ко всем и вся: «Рассчитываем и на реакцию наших коллег из ОДКБ, потому что речь идет об участке границы Армении, признанной в том числе участниками ОДКБ», — но в Москве демонстрировали сдержанность, а МИД РФ призывал не стрелять и возобновить переговоры, но не более того. ОДКБ, добавим от себя, «принял к сведению» ситуацию на границе, но не стал даже проводить экстренного заседания. Настоящий «холодный душ» обрушился на горячие головы в Ереване во время переговоров Сергея Лаврова с новым главой МИД Азербайджана Джейхуном Байрамовым — в ее ходе министр иностранных дел России про возложил ответственность за начало боев на Товузском направлении на армянскую сторону. И еще выступил против изменения переговорных форматов, читай, против попыток Еревана «втолкнуть» за стол переговоров представителей оккупационного режима, созданного Арменией в Ханкенди — это обстоятельство упоминают и «НГ», и «Лента.ру». Проще говоря, Армения не получила от России поддержки в тех масштабах и объемах, на которые рассчитывала.
И такое поведение РФ более чем объяснимо. Прежде всего, очевидно, что в Армении от России, как бы это поделикатнее, хотят слишком многого. А в Москве отдают себе отчет, что слишком уж рьяная поддержка Еревана наносит серьезный ущерб отношениям с Баку и Анкарой, и полностью разрушать все, что достигнуто на азербайджанском и турецком треках, в планы Кремля не входит. Тем более на фоне всех нынешних как минимум неоднозначных процессов на международной арене российскому руководству не с руки брать на себя ответственность за поддержку агрессии против Азербайджана. И, наконец, в Кремле испытывают понятное недоверие к Пашиняну, который явно пытается вести «двойную игру» и искать сочувствия и в РФ, и на Западе. Изрядную пищу для размышлений тут дает очередной «ляпсус» Никола Воваевича — его интервью программе ВВС Hard Talk, которое цитирует «Лента.ру». Отвечая на вопрос ведущего Стивена Сакура, с Западом Армения или с Россией, армянский премьер сначала заученно повторил, что Россия для Армении — «стратегический партнер в области безопасности», но затем сразу же начал заверять всех и вся уже в лояльности Западу: «Между прочим, Евросоюз сейчас является нашим главным партнером в реализации программы реформ. У нас эффективное сотрудничество с НАТО, и, между прочим, мы участвуем в [натовских] миссиях в Афганистане, в Косове, в Ливане, в Мали. У нас есть довольно эффективное военное сотрудничество с США», — перечислял Пашинян.
Намеренно оставим в стороне, как на самом деле относятся к Николу Воваевичу в Евросоюзе, где выступают в поддержку территориальной целостности Азербайджана и вряд ли упустили из внимания, что в ходе июльской провокации Армения во всех смыслах нацелилась на проходящие вблизи границы стратегические азербайджанские экспортные трубопроводы, от бесперебойной работы которых зависит энергобезопасность Европы. И не станем напоминать, как отреагировали в США на отправку тем же Пашиняном в Сирию в состав российской военной миссии подготовленных в рамках сотрудничества с США специалистов по разминированию. Важно другое: очередные намеки Пашиняна на «прозападный рывок» уж точно не остались вне поля зрения Москвы, и статья на «Ленте» здесь — наглядное тому доказательство. Где их тут же соотнесли и с последними шагами правительства Армении в такой деликатной и чувствительной для Москвы сфере, как статус и сфера применения русского языка, о чем рассказывает другой российский портал — «Регнум», известный своими симпатиями к Армении: в Ереване сокращают вещание российских каналов, заявляют, что нет смысла увеличивать часы преподавания русского языка (при этом «русского сектора» в Армении по сути не существует), под угрозой даже существование русского драматического театра…И это не считая открытых намеков на необходимость вывода из Армении российской базы и российских же пограничников.
И в результате, как напоминает «НГ», президент РФ Владимир Путин поздравляет с днем рождения второго президента Армении Роберта Кочаряна, причем куда более тепло, чем ранее — самого Пашиняна. В Ереване шепчутся о той поддержке, которой располагает в Москве Артур Ванецян, бывший глава спецслужб Армении, а ныне лидер партии «Родина» и личный друг Рамзана Кадырова. Доходит до того, что с Москвой начинает заигрывать Араик Арутюнян, карабахский «гауляйтер», которого на этот пост водворил сам Пашинян. Кресло под недавним «шашлычным триумфатором» откровенно трясется и шатается. Тем более что революционный пыл угас, кормить избирателей обещаниями уже не получается, а реальных достижений нет и не предвидится.
А в такой ситуации новые провокации и новые вспышки боев на линии фронта с Азербайджаном — это для Никола Пашиняна еще и попытка отвлечь собственных граждан от неприятных для него внутриполитических реалий, сыграть на идеологии «осажденной крепости» и т.д. О том, что внутри страны у Пашиняна не все ладится, «Лента.ру» рассказывает весьма подробно, отмечая и провал стратегии Армении по борьбе с коронавирусом, и экономические неурядицы, цитируя представителей оппозиции, которые называют официальные данные сфальсифицированным. Приводит издание, в частности, пост, опубликованный в ФБ руководителем парламентской фракции «Просвещенная Армения» Эдмоном Марокеном: «Согласно опубликованным Статистическим комитетом Армении сводным данным о социально-экономической ситуации за первое полугодие 2020 года, экономический спад составил 4,7 процента, объем промышленного производства вырос на 1,5 процента, объем валовой продукции сельского хозяйства вырос на 1,7 процента, спад в сфере строительства составил 23,4 процента, торговый оборот сократился на 11,1 процента, объем услуг (без торговли) сократился на 6,4 процента, экспорт снизился на 6,5 процента, импорт снизился на 12,9 процента. Это опубликованные официальные данные и, если выразиться кратко, то я не верю этим цифрам, поскольку страна находится в глубоком экономическом кризисе, и последствия последнего, которые мы видим, не отражены в этих цифрах».
И понятно, что речь идет не об отдельной позиции отдельных сотрудников отдельных СМИ — Москва направляет Пашиняну недвусмысленный «месседж». Понятно, что разговоры о «восстановлении правосубъектности» и «достижении реальной независимости» звучат привлекательно, только вот в реальной политике можно делать что-то одно: или получать от России беспрецедентную по сравнению с другими странами военную, политическую и экономическую поддержку, расплачиваясь за это собственной лояльностью, или играть в самостоятельность. В одном флаконе эти политические тренды существовать не могут. И если Никол Воваевич уверен, что на бутылку армянского бренди это правило не распространяется, то такая самонадеянность может ему очень дорого обойтись. Особенно если Пашинян продолжит свою «игру на обострение». Возможно, самому недавнему «шашлычному королю улиц» и его «соросятам» такая задумка кажется прямо-таки гениальной: война — надежный способ заставить всех забыть и об экономике, и об Амулсарском руднике, и о скандалах с контрабандой сигарет, в случае «нарисованной» победы дивиденды будут записаны на его, Никола Воваевича, счет, а если скрыть поражения не удастся, то всю ответственность возложат на Россию, которая не защитила, не помогла и т.д. А значит, в конечном итоге на противников Пашиняна из пророссийского лагеря.
Только вот…осознает ли Никол Пашинян, какими будут масштабы поражения, если в своей игре на обострение он пересечет «красную черту»? Особенно с учетом того, что Россия вряд ли сочтет задачу его спасения первостепенной для себя?
Нурани, политический обозреватель