Россия открывает «ливийский фронт». Против США 

Россия открывает «ливийский фронт». Против США 

Россия открывает «ливийский фронт». Против США 

Однако шансы РФ сорвать «геополитический джекпот» невелики

На днях российский «минобороновский» телеканал «Звезда» включил в свою программу телесериал «Русский перевод»: о советских военных переводчиках. В одном из его эпизодов главный герой отправляется в Ливию — обеспечивать коммуникацию между местными военными и советскими военными советниками, инструкторами и т.д. Сделал это телеканал намеренно или случайно, можно только гадать. Но за перипетиями службы «переводяг» в Ливии наблюдать зрителям пришлось как раз в то время, когда на лентах мировых СМИ вновь замелькали драматичные сообщения из Ливии. Местный «полевой командир», маршал Хафтар развернул наступление на столицу страны Триполи. По последним данным, во вспыхнувших столкновениях погибли более 30 солдат правительственных войск, сторонники Хафтара потеряли не менее полутора десятков бойцов. В Вашингтоне официально заявили, что Ливию покидает военный персонал США, ранее задействованный в охране дипломатических миссий, оказывает помощь властям в борьбе с терроризмом и укреплении стабильности в регионе. Об этом вполне официально сообщила пресс-служба американского военного командования в Африке. Командующий силами морской пехоты в Африке Томас Вальдхаузер назвал положение в стране сложным и непредсказуемым. Кроме того, министр иностранных дел Индии Сушма Сварадж объявила, что из ливийской столицы Триполи эвакуирован полный контингент миротворцев центрального резервного полицейского контингента — из-за «внезапно ухудшенной ситуации в Ливии». Свой персонал эвакуирует итальянская нефтегазовая компания Eni. Покидает Ливию часть персонала ООН. Части Хафтара уже обстреляли международный аэропорт Триполи.

Но за этой пестротой и драматизмом новостей не всегда получается разглядеть «бэкграунд», точнее, политические «пружинки» происходящего. Где реальность, увы и ах, не укладывается в российскую пропагандистскую схему «вот была спокойная и благополучная Ливия под властью Каддафи, но пришли злые дяди из НАТО, разбомбили страну, убили самого Каддафи, и теперь в Ливии — перманентная катастрофа, ответственность за которую несет НАТО». На самом деле речь идет об очередной попытке РФ «дать бой» зловредному Западу и восстановить в этой стране свои позиции, рухнувшие вместе с Каддафи.

Начистоту говоря, падение его режима мало напоминает версию, которую сегодня бойко излагают РосСМИ. Восстание против Каддафи вспыхнуло на волне «арабской весны». Каддафи к этому моменту явно стремился избавиться от статуса мирового изгоя. Он отказался от разработок оружия массового поражения, прекратил спонсировать террор (среди его «клиентов» была и армянская АСАЛА) и даже выдал для суда офицеров своих спецслужб, организовавших взрыв пассажирского самолета над шотландским местечком Локерби, добился отмены санкций, наложенных на Ливию, проводил переговоры в европейских столицах. Только вот оказалось, что с мировым сообществом Каддафи как бы договорился, а с собственными гражданами — уже нет. Первые митинги начались 15 февраля 2011 года в Бенгази, крупнейшем порту Ливии. Режим Каддафи ответил огнем на поражение: уже в первые дни, по разным данным, было убито от 15 до 200 человек. 21 февраля Бенгази перешел под контроль восставших. Тогда Каддафи приказал бомбить город. Пилоты ливийских ВВС отказались выполнять приказ и попросили политического убежища на Мальте. Уже 17 марта того же года Совбез ООН установил бесполетную зону над Ливией и разрешил международному сообществу принимать «все необходимые меры» для защиты мирного населения. Именно после этого авиация НАТО начала наносить удары по позициям войск Каддафи (впрочем, по словам ливийских очевидцев, на стороне ливийского диктатора воевали наемники из Чада). Один за другим города переходили под контроль повстанцев. Сам Каддафи вначале бежал из Триполи и попытался укрыться в городе Сирт, но 20 октября рухнул и его последний оплот. Сам Каддафи был убит — по иронии судьбы, в канализационном коллекторе, где пытался укрыться.

Другой вопрос, что после падения режима Каддафи в Ливии так и не удалось полностью восстановить государственное управление. Столицу страны Триполи и запад Ливии контролирует правительство национального единства во главе с премьером Фаизом Сараджем. Его признает ООН, страны Запада, Турция и Катар. Но есть еще и «альтернативная власть» — заседающий в городе Тобрук парламент. Именно его поддерживает Ливийская национальная армия во главе с фельдмаршалом Халифой Хафтаром.

Как сегодня уверяют в Москве, здесь не подталкивали маршала Хафтара к наступлению на Триполи. Только вот у маршала слишком давние и слишком тесные связи с «Арбатским военным округом». Хафтар учился в СССР, считался верным соратником Каддафи — до тех пор, пока не попал в плен во время вооруженного конфликта Ливии и Чада, после чего ливийский диктатор прост отказался от своего офицера. Хафтар перебрался в США, прожил там 20 лет, а потом вернулся в Ливию — свергать Каддафи.

Но затем, когда в Ливии установилось двоевластие, Москва вновь обратила внимание на ливийского выпускника офицерских курсов «Выстрел» и академии имени Фрунзе. Летом 2016 года Хафтар побывал в Москве, провел переговоры с главами МИДа и минобороны РФ, 11 января 2017 года поднялся на борт авианосца «Адмирал Кузнецов», откуда по видеосвязи провел переговоры с министром обороны Сергеем Шойгу.

А нынешнее его наступление на Триполи началось как раз в то время, когда в Ливии ООН готовит общенациональную конференцию, после которой в стране должны были быть проведены парламентские и президентские выборы, а на основе их результатов — создано новое общеливийское правительство. Какие у этого плана были шансы на реализацию — отдельная тема, но, судя по всему, в Москве испугались. И решили действовать «по горячему плану». Армия Хафтара и так получала из России оружие, в том числе весьма серьезное — ЗРК С-300. А примерно месяц назад появились сведения, что новые партии оружия передает армии Хафтара небезызвестная ЧВК «Вагнер» — та самая, расследование деятельности которой в Центрально-африканской Республике стоило жизни нашему соотечественнику, военному журналисту Орхану Джемалю и его коллегам. Идет ли речь только о «железе» или же «вагнеровцы» будут принимать участие в боевых действиях на стороне Хафтара — вопрос, который стоило бы озвучить.

Для Москвы, без сомнения, игра стоит свеч. Перед ней открывается перспектива восстановить свои позиции в крупной североафриканской стране, имеющей не только выход в Средиземное море, но и нешуточные запасы нефти и газа. Кроме того, Ливия граничит одновременно с Египтом, Суданом, Чадом, Нигером, Тунисом и Алжиром. И, как констатирует The New York Times, «в Центральноафриканской Республике, где советником президента по национальной безопасности был назначен русский, правительство продает права на добычу золота и алмазов за небольшую долю от их стоимости, чтобы нанимать инструкторов и покупать оружие у Москвы. Россия пытается закрепиться на южном фланге НАТО, помогая бывшему генералу в Ливии бороться за контроль над своим правительством и огромным нефтяным рынком». Кроме того, «президент Судана Омар Хасан аль-Башир в январе привлек российских наемников с целью содействия укреплению его власти на фоне общенациональных протестов. А прошлой весной пять стран Африки к югу от Сахары – Мали, Нигер, Чад, Буркина-Фасо и Мавритания – обратились к Москве с просьбой помочь своим перегруженным военными и службам безопасности бороться с «Исламским государством» и «Аль-Каидой»». Ливия — естественный центр этого «африканского бастиона», этакий геополитический джекпот. Добавим от себя: как показывает опыт той же Сирии, а еще раньше — Азербайджана, Кремль тут же объявляет «исламистами» всех политических противников своих фаворитов. Конечно, нынешняя ситуация в Ливии открывает перед Кремлем соблазнительные перспективы. Особенно если всю «грязную работу» сделают ливийцы — Хафтар и его сторонники. Только вот пока что Хафтар ведет бои на окраинах Триполи, и эффектного штурма столицы у него не получилось. Тем более туманными выглядят перспективы «зачистки» всей страны, где действовать предстоит и против признанного мировым сообществом правительства, и против многочисленных «полевых командиров». В переводе: в таком случае Ливия может превратиться для Кремля даже не во вторую Сирию, а во второй Афганистан. Где уже России придется или позорно бросать союзника, или втягиваться в гражданскую войну в чужой стране с весьма неясными перспективами. Так что, судя по всему, в Кремле опять не просчитали последствий своей очередной попытки «ткнуть пальцем в глаз дяде Сэму».

Нурани, политический обозреватель

Теги: