На прошлой неделе президент Ильхам Алиев произвел в Администрации Президента структурные изменения. В результате этих изменений был упразднен институт советников президента, было принято решение о закрытии или объединении некоторых отделов. Отметим, что пост госсоветника по вопросам экономической политики занимал Вахид Ахундов, а пост госсоветника по межнациональным вопросам, вопросам мультикультурализма и религии Кямал Абдулла. В.Ахундову не дали должности помощника президента в экономическом блоке. Хоть на базе поста госсоветника по межнациональным вопросам, вопросам мультикультурализма и религии был создан отдел по межнациональным вопросам, вопросам мультикультурализма и религии, но К.Абдулла не получил должности помощника президента. В тот же день выяснилось, что К.Абдулла назначен ректором Азербайджанского университета языков.
Привлекает внимание, что политическая карьера К.Абдуллы, который 2 февраля 2014 года был освобожден от должности ректора Бакинского славянского университета и назначен госсоветником по межнациональным вопросам, вопросам мультикультурализма и религии, продлилась недолго. Имя являющегося известным в Азербайджане интеллигентом К.Абдуллы никогда не упоминалось в каких-либо скандалах — ни когда он занимал должность ректора, ни когда был госсовеником. С этой точки зрения, освобождение от должности Камала Абдуллы вызвало ряд вопросов.
Вполне возможно, что К. Абдулла мог и сам добровольно не захотеть больше занимать эту должность, он мог принять решение снова вернуться в сферу образования.
Но наш источник заявляет, что его отстранение от работы связано с тем, что он вмешивался в «вопросы религии». Как отмечает источник, как только в 2014 году К.Абдулла был назначен на должность госсоветника, он сразу приступил к деятельности по приведению в порядок обычаев и традиций, в частность траурных мероприятий.
Видимо, запрет на проведение помпезных поминальных обедов начался после согласования с высшим эшелоном власти. Летом 2014 года власти начали запрещать накрывать роскошный стол на поминках, в связи с чем были даны поручения всем местным органам власти. В этом вопросе К.Адбулла, являясь госсоветником, был очень активен, и возглавляемый Мубаризом Гурбанлы Госкомитет по по работе с религиозными оразованиями выступал сторонником создания этого уклада.
Но на деле запрет властей на проведение помпезных поминальных обедов не работал, особенно в Баку и Сумгаите, где проживает почти полстраны. Практически во всех залах для проведения церемоний столицы на поминках накрывался стол с едой. Больше всех выступал против этого запрета глава Управления мусульман Кавказа Шейхульислам Аллахшукюр Пашазаде. Неслучайно во всех залах мечети «Тезепир», где располагается УМК, а также других залах для проведения церемоний в Баку не соблюдали этот запрет и продолжали проводить поминальные обеды.
Это недовольство начало проявляться и в СМИ. Являющийся депутатом брат Шейха — Джаваншир Пашазаде говорил «почему тогда не запрещают ресторанный бизнес чиновников», покрывая бизнес поминальных обедов, приносящий миллионы. УМК заявило, что еще 3 года назад призвало население не допускать излишеств, но в этом вопросе принуждение недопустимо. Таким образом выяснилось, что основная религиозная структура страны, контролирующая мечети, выступает против принудительных ограничений в проведении поминальных обедов. После этого Мубариз Гурбанлы тоже отступил и заявил, что принудительное запрещение поминальных обедов – это неправильно, люди должны прийти к этому добровольно.
Наконец, СМИ написали, что решение о запрете поминальных обедов было принято Госкомитетом по работе с религиозными образованиями и Кямалом Абдуллой без согласования с Шейхом. Более того, сообщалось, что после появления запрета на проведение поминальных обедов Шейх ощутил серьезное давление и встретился с президентом, заручившись его поддержкой в этом вопросе. Президент снова защитил главу УМК. Как сообщает источник, предполагается, что в освобождении от должности К.Абдуллы серьезную роль сыграл его конфликт с Шейхом.
Отметим, что на должность помощника президента по вопросам межнациональных отношений, мультикультурализма и религии пока никто не назначен.