Сегодня в гостях у нашего издания председатель Союза Свободных потребителей Эйюб Гусейнов. В блиц-интервью Minval.az эксперт ответил на вопросы, интересующие читателей, а также сделал свои прогнозы на 2017-й год.
— Как Вы относитесь к решению Тарифного Совета о поднятии цен на газ и электроэнергию? Потребители не в восторге. Даже депутаты недовольны повышением?
— Если бы повышение цен отражалось на качестве поставляемых услуг, потребители – я уверен – не восприняли бы это решение столь болезненно. Но год за годом повышение цен в различных сферах услуг и продажи не отражаются на качестве, хотя 11-я статья Закона о Защите прав потребителей гласит: если сторона, оказывающая услуги, на рынке является монополистом, она должна обеспечить потребителю беспрерывное качество обслуживания. Но практика показывает обратно: с потребителя взимаются все большие суммы, но качество услуг не меняется, а становится, к сожалению, еще хуже. В Союз Свободных потребителей ежедневно поступает не менее 20-30 звонков от граждан. Люди недовольны решением Тарифного Совета. Я не верю, что вышеуказанное решение отразится только на только 30% населения. Думаю, что повышение цен на газ и электроэнергию одинаково болезненно ударит по карману всех азербайджанских потребителей. Вообще, любые реформы направлены на обман потребителя.
— А вот и пример. Как Вам известно, система централизованного отопления так же пущена в так называемое «свободное плавание», и теперь и цены будут совсем другие. Но опять же: вопрос упирается в качество. Не думаю, что все котельные в идеальном состоянии, и люди будут получать качественное и беспрерывное отопление. Можно ли как-то бороться с этим?
— Бороться можно. Граждане могут спокойно обращаться в нашу структуру, мы поможем. ССП судится с коммунальщиками, и не так давно выиграл дело первичной инстанции, связанное с изъятием у жителей новостройки большей суммы, чем было положено за оплату услуг. Мы вернули потребителю 4 тысячи манатов – по решению суда. Но самое главное – потребитель должен иметь на руках договор с обслуживающей стороной. В этом контракте должны быть отражены все условия. И если договор был нарушен обслуживающей компанией, потребитель и сам может обратиться в суд. Нужно просто не бояться обращений в судебные инстанции, следует быть оптимистом в этом вопросе, и уметь бороться за свои права.
— Есть еще несколько вопросов, которые Вам хотели бы задать наши читатели: во-первых, 100%-ое повышение цен на лекарственные препараты, и, во-вторых, приватизация ведомственных больниц. Прежде всего, беспокоятся граждане, которые проходят ежегодное медицинское обследование в профильных больницах. Получается, что все штатные сотрудники ведомств, которые ранее обследовались бесплатно, теперь обязаны будут платить за это?
— Это болезненный вопрос. Повышение цен на лекарственные препараты – сложная тема. Сложная именно в том отношении, что очень важный на самом деле Указ Президента Азербайджана И. Алиева был воспринят искаженно и исполнен неправильно. Госструктуры в спешке применили турецкий опыт, но при этом проигнорировали главное: в Турции сначала наладили производство лекарственных препаратов, а уж потом внедрили политику ценообразования на фармацевтическом рынке. Азербайджанское правительство не учло так же тот факт, что ценообразование в нашей стране напрямую зависит от курса доллара. Еще одна проблема, которая побудила сделать такой шаг: контрабандные препараты на рынке сбыта. Так что бороться с этим явление было нужно однозначно, но подход к проблеме был в корне неправильным.
Что касается Вашего вопроса о приватизации клиник: в стране вообще большая проблема в медицинской сфере, особенно в сфере диагностики. Нет калибрации медицинского оборудования в наших медучреждениях. Кто этим занимается? Есть ли специалисты в данной области? А ведь эта процедура должна проводиться раз в год – для сравнения с эталоном. Этого не происходит, а потому в наших больницах столько ошибочных диагнозов. Кстати, Азербайджан – это та самая страна, в которой до сих пор стоят очереди: и в клиниках, и в аптеках. А, тем не менее, наши сети аптек больше в 20 раз, чем в странах Европы. И если приватизируют госклиники, то на уровне жизни потребителей это отразится очень пагубно. Нам всем известно, что де-юре в нашей стране была когда-то бесплатная медицина, но де-факто все было по-другому на самом деле: потребитель так или иначе платил за услуги больниц. А если сейчас эта процедура будет узаконена, то врачи этих учреждений будут сознательно завышать ценовую планку, и потребитель будет еще больше страдать.
— Почему наша страна не может наладить производство лекарственных препаратов? Ведь тогда они бы дешевле обходились потребителю, который сегодня вынужден втридорога платить за заграничные препараты?
— Здесь играет роль монополия или картельные соглашения. А ведь Президент неоднократно давал распоряжения, чтобы с этими явлениями вели непримиримую борьбу. Но месседжи господина президента игнорируются госструктурами. Вот уже более 8 лет не принимается антимонопольный кодекс. И никто не объясняет – почему. А значит, нужно учитывать человеческий фактор, вмешательство каких-то групп. И вообще, если происходят подобные вещи, корень зла нужно искать в законодательствах, потому что обществом управляют не люди, а законы.
Потребитель – это последнее звено цепочки, которое оплачивает коррупцию и всякие негативные явления. ССП – сторонники того, чтобы государство повернулось наконец-таки к потребителю лицом. Нужна эффективная политика государства, направленная на защиту прав потребителей, нужна реально эффективная работа на государственном уровне. Обратите внимание: последние 8 месяцев бизнес-структуры злоупотребляют сложной ситуацией, сложившейся в стране, азербайджанский рынок «обогащается» опасными товарами и сомнительными услугами. Такого быть не должно.
— Мы задаем этот вопрос всем нашим собеседникам, и Вам его хочется задать в том числе: 2016-й год был непростым: он был полон потрясений, особенно его последние месяцы. Каким, по-Вашему, буде год 2017-й? Есть ли какие-то прогнозы?
— Конечно, есть. И в нем я ссылаюсь на прогнозы людей, которые ежедневно обращаются в ССП: сухопродукты повысились в цене на 50-60%%. Накануне Новруз Байрама цены на эти продукты были повышены на 70%. А как Вам известно, если в Азербайджане хоть один раз подняли цены, то они уже больше не спустятся. С учетом нынешних реалий 2017-й будет годом высоких цен на товары и услуги. И одновременно рынок будет наполнен некачественными товарами. Такой вот у меня получился пессимистичный прогноз.
Яна Мадатова, фото Илькина Зеферли