О том, что в случае возобновления горячей фазы неоконченной армяно-азербайджанской войны, Армения неминуемо станет ареной прокси-войны, говорится в интервью доктора политологии Айка Мартиросяна в интервью Первого Армянского Информационного канала (1in.am). Как известно прокси-война (англ. proxy war — опосредованная война, а также война чужими руками) — это война, в которой две державы сражаются не непосредственно, а используя как стороны в конфликте некоторые третьи страны, своих союзников (сателлитов), оказывая решительную помощь финансами, техникой, военными кадрами (советниками) и т. п.
Опосредованные войны были стандартным видом конфликта во время холодной войны, когда две ядерные сверхдержавы — СССР и США — избегали непосредственного столкновения, что было чревато эскалацией ядерной войны. К ним относят Корейскую, Вьетнамскую, Ангольскую, Афганскую войны.
Предлагаем интервью вниманию читателя в оригинале:
— Господин Мартиросян, насколько выгодна для Армении та часть документов НАТО, которая относится к Армении? Получили ли мы более хороший результат своим участием в саммите НАТО?
— Декларация Уэльского саммита в своем длинном тексте коснулась также тех стран, которые являются постсоветскими государствами, и имеют нерешенные территориальные проблемы. Фактически, 30-ый пункт посвящен этому, в нем говорится, по сути, о защите территориальной целостности и суверенитета этих стран от российских притязаний. Естественно, документ не может быть в пользу Армении, но кроме того, что он выражает поддержку Азербайджану относительно теории территориальной целостности, также содержит скрытое заявление о том, что НАТО отныне будет бороться за ослабление российского влияния в Армении. Это очевидно также из всего контекста декларации, в котором указывается две угрозы для НАТО – Россия и ситуация на Ближнем Востоке и Северной Африке.
Эта декларация не приносит никакой пользы Армении. Однако не причиняет и очевидного вреда. Это документ, который закладывает правовые основы Второй холодной войны, и, пожалуй, знаменует момент перехода рубикона в отношениях Запад-Россия. В этом контексте, как и во всех других контекстах, Армения является крайне незначительным обстоятельством, и упоминание о ней в 30-ой главе скорее связано с Россией, чем с самой Арменией.
— НАТО намерено защищать право на суверенитет и территориальную целостность бывших советских республик. На Ваш взгляд, независимость стран-членов ОДКБ, в частности независимость Армении как можно защищать в этом контексте?
— Гражданская война в Украине привела ко Второй холодной войне. В настоящее время это уже факт. Страны западного блока в Уэльсе подтвердили свои намерения относительно того, чтобы быть более активными в борьбе против России. В свою очередь Россия не может позволить себе не расширять армию союзников. В этом контексте ОДКБ может максимально усилиться. Не исключено, что в ближайшем будущем к этой организации присоединятся новые члены, а те, кто были слабым звеном, выйдут из ОДКБ. Армения уже приняла свое решение, оказавшись под полноценным влиянием России. Это означает, что в каком-то смысле, посягательства в отношении Армении Россия рассмотрит, как посягательства в отношении себя. С другой стороны, в случае ожидаемой второй армяно-азербайджанской войны, Армения, несомненно, станет новой ареной для прокси-войны, где будут сводить счеты региональные и международные игроки. А это для Армении чрезвычайно опасная ситуация.
— НАТО приняло новый пакет тесного сотрудничества с Грузией. На Ваш взгляд, этим ослабнет региональная безопасность, или усилится? Совершит ли Россия ответные шагам НАТО действия, в частности, спровоцирует Карабахскую войну?
— НАТО является военным союзом, противником двух из основных трех региональных игроков – России и Ирана. Очевидно, что его максимальное сближение с Грузией, на протяжении многих веков находящейся под господством России, не может увеличить безопасность, а только сделает ее более хрупкой, еще сильнее возбудив Россию. В то же время, расширение НАТО до собственных границ не может быть выгодно Армении, поскольку этим Грузия, которая уже находится под огромным турецким экономическим и демографическим влиянием, окажется также под прямым турецким военным давлением. Это не может обещать Армении ничего хорошего, или способствовать стабильности. Армения обязана сохранить с НАТО теплые и дружественные отношения, но всегда знать, что один из основных игроков союза – Турция, ее непосредственный сосед, является также и вечным врагом и противником. Армяно-турецкие любовные игры являются непростительной ошибкой, требование открыть границу – антиармянской позицией, а стремление, или надежда когда-либо иметь с Турцией нормальные отношения – бредом. И это так не потому, что так хочет Армения. Само существование Армении противоречит национальным и государственным интересам и устремлениям Турции, и те, кто не способны это понять, в политическом и историческом плане слепы, глухи и немы.
После развала СССР, впервые в этом поляризованном мире Армения столкнулась с новым вызовом, это избежание роли фаланги, жертвуемой в сражении России с Западом. Около двух тысячелетий это удавалось Армении, и если беспомощность не победит внутри страны, то в этот раз также Армения выйдет из войны раненной, но живой. Это самое важное обстоятельство.