Выступление президента Азербайджана Ильхама Алиева на проходящем в Университете АДА международном форуме на тему «К новому миропорядку», без сомнения, ещё долго будут анализировать и изучать «под лупой». В том числе и в таком вопросе, как нынешняя и будущая конфигурация транспортных коридоров. Тем более что глава Азербайджана сделал по этой теме несколько программных заявлений. Как отметил Ильхам Алиев, Азербайджан принял декларации о стратегическом партнёрстве со многими странами. Таким образом, эта уже созданная платформа позволяет нам играть важную роль в качестве географического, политического, экономического и транспортного моста между регионом Центральной Азии и Европой. Глава государства прямо заявил: «Конечно, планируя долгосрочное сотрудничество с этим регионом, достаточно посмотреть на карту, чтобы понять, что Азербайджан не обойти стороной. Хотя в Европе есть и те, кто предпочёл бы отделить Азербайджан не только от этого процесса, но и провести разделительные линии на Кавказе, особенно на Южном Кавказе. Но эти попытки не увенчаются успехом». Кроме того, Ильхам Алиев посоветовал Еврокомиссии «снять розовые очки»: «Сегодня Еврокомиссия должна снять розовые очки, реалистично смотреть на мир, ценить такие государства, как Азербайджан. Они не должны разделять Южный Кавказ на любимые и нелюбимые ими государства».
Намёк более чем прозрачный. Особенно на фоне состоявшегося накануне саммита «ЕС — Центральная Азия», где европейские политики, а точнее, высокопоставленные евробюрократы вели очень много разговоров в стиле «надо открыть коммуникации между Азербайджаном и Арменией, и тогда у Европы с Центральной Азией будет хорошее транспортное сообщение». При этом уже есть и действуют транспортные коридоры, проходящие через Азербайджан и Грузию. Но они по какой-то причине европейцам не нравятся. По какой — можно догадаться. Во-первых, Грузия всё отчётливее «выходит из повиновения». А во-вторых, евробюрократии уж очень хочется, чтобы свой кусок транзитного пирога получила Армения. Отсюда все попытки настойчиво пиарить пашиняновский «Перекрёсток мира».
Но всё дело в том, что в реальной политике, логистике и геоэкономике очень опасно увлекаться красивыми иллюзиями. А ещё необходимо разобраться с собственными целями: чего на самом деле хотят европейцы — иметь работающие коммуникации или во что бы то ни стало вознаградить Армению, правда, не очень понятно за что.
И самое главное — вся эта возня оставляет стойкое ощущение дежавю. Во второй половине девяностых и даже в начале нулевых в регионе на пике популярности была идея «трубопровода мира». Считалось, что азербайджанский экспортный нефтепровод надо провести через Армению и Карабах — дескать, это будет лучшей гарантией мира между двумя странами. Весьма активно эту идею, в частности, продвигал ливанский банкир армянского происхождения Роже Тамраз, который к этому моменту успел перебраться в США, перекреститься из Роже Тамраза в Роджера Тамраза и, действуя словно по учебнику политологии, начал спонсировать предвыборные кампании американских политиков, за что получал приглашения на приёмы, «кофейные вечера» и прочие тусовки, где уже мог обговаривать свою идею с действующими американскими политиками. Идею эту как бы поддержали. Правда, на минуточку забыли, что на тот момент Армения оккупировала 20% территории Азербайджана и отказывалась покидать захваченные земли. Как в подобной ситуации идея «трубопровода мира» вообще могла сработать — вопрос по сути риторический. Конец той эпопеи известен: был построен экспортный трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан. Через Грузию. Затем похожие игры начали вести вокруг газового транзита. В Армении не сомневались: если с нефтью не получилось, то свой кусок «газового пирога» Армения точно получит. И тоже планы рухнули. Основой Южного газового коридора стал трубопровод Баку — Тбилиси — Эрзерум.
Президент Азербайджана на форуме АДА высказался об этом прямо: Армения сама исключила себя из транзита азербайджанских энергоресурсов.
Как отметил Ильхам Алиев, оккупация Арменией территорий Азербайджана не позволила Южному Кавказу развиваться как более или менее интегрированный регион. У нас были все шансы для этого. «Однако агрессия, разруха и страдания азербайджанского народа не позволили этому случиться. Южный Кавказ не был интегрирован, хотя с экономической точки зрения, с точки зрения транспортных путей и, конечно, энергетической безопасности это могло бы произойти. Отношения между Азербайджаном и Грузией являются наглядным примером всех тех сегментов, о которых я только что говорил — энергетическая безопасность, транспорт, политический диалог, инвестиции, экономические преимущества. Армения фактически лишила себя всего этого. Фактически, в результате оккупации и агрессии она лишила себя возможности стать важной транзитной страной для азербайджанских энергоресурсов и транспортных путей», — отметил президент. Напомнив, что весь транзит из Азербайджана, в том числе нефть, газ и грузы, идёт через Грузию, президент Азербайджана отметил: «Так что Армения могла бы быть частью этого процесса. Это их вина, что они просчитались насчёт будущего развития и пожертвовали своим экономическим будущим, своей реальной независимостью ради этой мечты о «великой Армении»».
Сейчас Армения продолжает цепляться за мечты о «великой Армении» и реванше, разменивая на них реальный шанс стать частью сухопутного грузового транзита. Вопрос лишь в том, не пойдут ли вместе с этими мечтами ко дну и европейские планы на новый транспортный маршрут.