Поделюсь парадоксальным выводом, сделанным на основе знакомства со статьями отечественных экспертов, комментирующих внутриполитическое противостояние в Армении. Увы и ах, но печально высок процент откровенно дилетантских, если не сказать комичных умозаключений, сделанных теми, кто считается экспертами по Армении.
Чего стоит хотя бы утверждение, что за всеми массовыми акциями протеста стоит… премьер-министр РА Серж Саргсян, которому, согласно полету мысли некоторых наших экспертов, вдруг захотелось поиграть в демократию?! Конфуций, как известно, рассуждал о трудностях поиска черной кошки в темной комнаты, особенно, если ее там нет. Так вот логику авторов данного постулата найти еще более сложно.
Ведь, согласно данной гипотезе, Серж Саргсян – мазохист или самоубийца. В реальности, конечно, нет ни первого, ни второго. Саргсян, конечно же, не стоит за процессами, которые уже продемонстрировали всему миру его статус лузера, де-факто растерявшего остатки легитимности и не контролирующего ситуацию в Ереване и ряде иных уголков страны. Саргсян, ясное дело, не гоголевская унтер-офицерская вдова, что «высекла себя сама» — он, конечно же, не хотел бы такого развития событий ситуации в стране.
Но, случилось так, как не хотел Серж Азатович. И в первую очередь это произошло по причине совершенно очевидной переоценки им своих сил и явной недооценки сил своих оппонентов. Саргсян просто недооценил роль армянской молодежи — главной движущей силы протестов в этой стране. А еще, он не учел, что страх общества перед репрессиями порой бывает меньшим, чем его желание добиться перемен.
В итоге, сейчас Саргсян находится в том положении, которое в шахматах именуется цугцвангом. Призывы своих оппонентов к диалогу – отчаянные попытки выиграть время. Более того, о необходимости диалога говорил и президент Армении Армен Саркисян. Ставка Сержа Саргсяна на него была связана с тем, что новый президент страны не имеет в обществе багажа отрицательной репутации. Он потому и был усажен в кресло президента РА, что весьма позитивно воспринимается немалой частью армянского общества.
При всем этом предложения Армена Саркисяна были в конечном счете отвергнуты протестующими. Тогда слово взял спикер парламента Армении Ара Баблоян, который встретился с арестованными оппозиционными депутатами, организаторами массовых акций протеста в Ереване. «Ара Баблоян встретился с Николом Пашиняном, Араратом Мирзояном и Сасуном Микаеляном не как глава парламента, а как человек и врач. Он очень надеется, что его просьба — возобновить реальный диалог с премьер-министром страны — будет чего-то стоить», — отметили в пресс-службе парламента РА.
Не думаю, что диалог в итоге будет иметь место. Тем более, после того, как Никол Пашинян на встрече с Сержем Саргсяном в отеле «Мариотт» открыто сказал, что готов обсуждать лишь условия отставки действующего премьер-министра. Менять свою позицию, тем самым совершив политическое самоубийство, Пашинян вряд ли согласится. В том числе и потому, что акции протеста в РА стали реально массовыми. В воскресенье , согласно утверждениям армянской оппозиции, на улицах Еревана было 160.000 протестующих.
Что в этих условиях остается делать Сержу Саргсяну? Пытаться и далее тянуть время, стращать общество угрозой возобновления войны с попутной работой по внесению раскола в рядах протестующих. Если это не принесет успеха, то возможен вариант введения в стране чрезвычайного положения. При этом, пойти на кровавое подавление протестов Серж Саргсян уже не может. О недопустимости такого шага его уже предупредили США, ЕС и армянская диаспора.
Но значит ли все это, что Серж Саргсян сдастся без боя? Конечно же, нет. Он будет держаться за свой пост до последнего. Лишь окончательно поняв, что власть ему не удержать, он сбежит, не подав официально в отставку, дабы потом заявлять о незаконности действий оппозиции. Сбежит он, если что, скорее всего в Нагорный Карабах. В России, на манер экс-президента Украины Виктора Януковича, его не примут.
Об этом свидетельствуют и тезисы, озвученные в ходе интервью Первому Информационному известным российским политологом Александром Дугиным. «Если смена режима сохранит политическую преемственность в отношениях с Россией, то это внутреннее дело Армении», заявил Дугин. И эта фраза, прозвучавшая из уст очень информированного и влиятельного российского политолога, фактически может означать готовность России пожертвовать Сержем Саргсяном, в случае, если пришедший на его место политик сохранит такую же степень лояльности к РФ.
Вот именно вокруг этого, вокруг поиска фигуры, наиболее устраивающей США, Европу, Россию и диаспору будет вестись торг в ближайшее время. Торг, естественно, кулуарный. Найдет ли этакий армянский симбиоз «ужа и ежа»? Кто им будет? Точного ответа на этот вопрос, уверен, сейчас нет ни у кого. Но, лично у меня есть опасения, что уход с политической сцены Сержа Саргсяна может иметь нежелательные для Азербайджана последствия.
Начнем с того, что пришедший вместо него политик, скорее всего, не будет иметь на руках крови азербайджанского и армянского народов. Он не будет замаран участием в оккупации Нагорного Карабаха и в подавлении массовых акций протеста на прежних выборах в РА. А это открывает перед РА поле для спекуляций на теме урегулировании карабахского конфликта. По сути, будет иметь попытка сохранения нынешнего статус-кво путем отказа от всех кулуарных договоренностей, которые, по утверждению того же Дугина, имелись с Сержем Саргсяном.
Напомню, что Дугин не раз заявлял о том, что Армения готова вернуть Азербайджану 5 оккупированных районов в качестве первого шага на пути к урегулированию карабахского конфликта. После ухода Саргсяна, ясное дело, этот вопрос будет снят с повестки. Да и, в целом, приход вместо «ястреба» так сказать «голубя» позволит Армении изображать хорошую мину при плохой для нас игре, максимально затягивая урегулирование карабахского конфликта при поддержке стран-сопредседателей МГ ОБСЕ.
При этом, на Азербайджан могут начать оказывать колоссальное давление в вопросе присоединения РА к региональным транспортным проектам. Проще говоря, Запад и армянская диаспора предпримут попытку прорвать блокаду Армении без уступок с ее стороны в карабахском вопросе. Серж Саргсян слишком коррумпированный, слишком замаранный в крови на роль человека, при котором такого рода комбинация была бы возможна, априори не годился. А вот тот, кто может прийти вместо него, «чистый» и «сменивший тирана» через победу «бархатной революции» — вполне может стать тем, через кого Запад и армянская диаспора попытаются добиться своих планов, оказывая давление на нашу страну.
Плюс, вполне можно предположить, что в дышащую на ладан экономику РА будут вбуханы огромные суммы финансовой помощи от Запада, который так привычно поощряет победителей любых революций, плодами которой он же, Запад, обычно пользуется лучше всех. Выделение этих средств, а речь может идти о сотнях миллионов долларов финансовой помощи, крайне невыгодно Азербайджану. Ведь, тем самым агрессор получит передышку, вдохнет в условиях политики экономического удушения его, которая уже приносит результаты.
Ну и главное — нельзя исключать попыток того же Запада повторить тот же самый сценарий, что ныне реализовывается в Армении применительно к Азербайджану. Убежден, что Запад и армянская диаспора были бы рады видеть нашу страну слабой и управляемой, а не сильной и независимой — такой, какая она есть сейчас. И в этой связи не случайны ахи вздохи всех отечественных выкормышей Запада теми событиями, что происходят в РА. Они через социальные сети уже пытаются формировать «нужный» взгляд , проталкивая мысль о полезности революций. Это опасная тенденция, на которую нужно обратить внимание вне зависимости от того, удержит или нет власть в РА Серж Саргсян.
Акпер Гасанов