В интервью Minval.Az бывший государственный советник по внешнеполитическим вопросам Вафа Гулузаде прокомментировал вчерашнее выступление президента РФ Владимира Путина на ежегодном послании к Федеральному собранию, итоги его визита в Турцию, а также рассказал о степени зависимости официального Баку от Москвы.
— Каково ваше общее впечатление от выступления российского президента? Что сказала Владимир Путин в послании к Федеральному Собранию и что не сказал?
— В принципе, от выступления Владимира Путина никто нового и не ждал. Хотя надо сказать, что некоторые все-таки считали, что он, будучи президентом страны, которая длительное время находится в глубоком кризисе, может быть, укажет хоть какие –то пути выхода из него. Но его выступление фактически стало повторением всего того, что он говорил до сих пор.
Путин считает, что ему противостоят США, а Запад тянется к России, но американцы оказывают давление на Европу. Тем самым он выдает желаемое за действительное.
На самом деле США и Запад хотят, чтобы Россия подчинялась общепризнанным международным нормам, но имперское мышление последней мешает этому.
Слова Путина не способствуют решению внутренних проблем его страны. Он обещал полную амнистию для выведенных из России капиталов, если они вернутся в страну, но для этого необходима свободная конкурентная среда. В империи и речи не может быть о свободе. И как бы Путин не старался, он не сможет добиться возвращения выведенного капитала.
— В чем все же, по вашему мнению, заключается историческая миссия Путина?
— Я ведь тоже был советским дипломатом. Когда я защищал интересы Советского Союза на Ближнем Востоке, Путин защищал эти интересы в Восточной Германии в качестве чекиста. Поэтому я его прекрасно понимаю. Он мечтает о возрождении уже рухнувшей империи, но это действительно нереальная цель.
Российская империя рухнула в 1917 году, на ее территории должны были образоваться независимые государства. Русский народ — великий народ, они могли бы создать свое государство, но большевики ценой крови, уничтожения половины населения нынешней России, не дали этому сбыться. Коммунистическая идея о победе коммунизма во всем мире- это диктат во всем мире. Эта идея в итоге разлетелась в пух. Весь Восточный блок моментально ушел в НАТО, было образовано 14 новых государств.
А сегодня Россия не способна тягаться с США, но, несмотря на эту реальность, Путин путем ядерного шантажа хочет, чтобы Запад пошел на признание сфер интересов России: Украины, Южного Кавказа, Центральной Азии.
Да, раздел мира на сферы влияния в 1945 году со Сталиным был оправданным шагом. Союзники СССР в войне были вынуждены уступить Сталину Балканы, которые спустя годы они вернули в свою орбиту.
Путин понимает прекрасно, что реформировать империю просто невозможно. Не удалось это сделать и прежним императорам, хотя некоторые из них действительно хотели этого. Необъятная Россия не поддается реформам. Это не удалось и большевикам.
— Новая «холодная война» началась? Или пока еще об этом рано говорить?
— Она не заканчивалась. Россия всегда являлась врагом Западу, а Запад, соответственно, ей. Россия всегда претендовала на гегемонию в мире, на эту же гегемонию претендует страна, которая называет себя лидером мира – США.
Вы думаете, что США после развала Советского Союза, забыли о том, что Россия – их основной противник? Нет, конечно. Была война в Ираке. А почему была война в Ираке? Американцы что, сошли с ума, напали на Ирак, разбомбили страну, свергли Саддама? Нет. Саддам был союзником России, он был диктатором, обладающим огромными нефтяными ресурсами. И поэтому этот режим представлял угрозу США. Тоже самое было и в Ливии, Сирии. Если бы не были отстранены от власти Каддафи, Саддам, не был бы ослаблен Башар Асад, то можно ли было к России применять санкции, которые применены сегодня? Борьба между Россией и США не прекращалась ни на день, она просто временно обостряется, а потом утихает. Она будет длиться до тех пор, пока что-то из сторон не победит окончательно.
— Владимир Путин накануне находился с визитом в Турции. Турция стала едва ли не единственной страной – членом НАТО, которая не ввела санкции против России Как считаете, мы можем констатировать появление нового союза в лице Москвы и Анкары в регионе?
— Никакого союза не может быть между ними. Да, Турция является членом Североатлантического союза, которая также в той или иной мере противостоит России. После развала СССР, Турция заработала миллиарды благодаря тому, что Россия открыла свои границы для бизнеса.
Своим визитом Путин не открыл Америки. Да, Анкара и Москва договорились о строительстве газопровода, но ведь проект будет реализован через несколько лет. Плюс ко всему, неизвестно, кто будет финансировать его. Например, «Южный поток» должен был финансировать и ЕС и в конечном счете проект сорвался. Реализация новый газопровода находится под большим вопросом, потому что не совсем ясно, что станет с Россией через год.
В большей степени визит был демонстративным. Путин постарался показать, что Россия пока что не изолирована от цивилизованного мира, что его хорошо встретили в стране, которая является членом НАТО.
— Получается, президент Эрдоган подыграл Владимиру Путину?
— Я считаю, что Эрдоган свою политику обговорил с вице-президентом США Джо Байденом, который находился в Турции еще до Путина. Я не думаю, что Байден вернулся с пустыми руками в Вашингтон.
— Но все же Владимир Путин продолжает винить в украинском кризисе именно Запад. Вам не кажется, что Запад и в самом деле несет часть ответственности за происходящее на Украине?
— Вступление Украины в ЕС выгодно США И Европе, а России это не выгодно. В результате сегодняшней борьбы, России будет нанесен удар, после которого она навряд ли сможет прийти в себя. За Украиной стоят США, НАТО, Европа. Сегодня идет борьба за Украину, завтра может начаться борьба за Южный Кавказ, который пока что прогибается под мощным давлением России. Американцам выгодно, чтобы в нашем регионе сложилось прочное экономическое сотрудничество между Азербайджаном, Арменией и Грузией. И я думаю, что они добьются этого.
Если Россия подчинит Украину, Запад согласился бы уступить все постсоветское пространство, то нас может не стать.
— Кстати, сегодня исполняется 20 лет Будапештскому меморандуму, а Украина сегодня считает себя обманутой.
— Да, Украина была обманута. Россия ее обманула. Стороны сегодня не находятся в суде, где каждая из сторон пытается доказать свою провору. Мы наблюдает фактически силовое решение конфликта, а американцы сильнее как с точки зрения военной мощи, так и экономической.
— Парламент Армении вот вчера ратифицировал договор о вступлении в Евразийский союз. Что вы думаете о самом Евразийском союзе, у него все еще остаются какие-либо перспективы?
— А такого союза в реальности нет. Даже Казахстан и Беларусь сегодня в определенной мере находится в конфронтации с Россией, Лукашенко и Назарбаев часто озвучивают критику в адрес России, каждый президент отстаивает свои суверенные права. И в украинском кризисе Путин не смог добиться серьезной поддержки со стороны руководителей этих стран. Смешно, что страна, которая не имеет нормальной экономики, перспективы которой туманны, пытается создавать союзы.
Армению просто вынудили, Казахстан тоже, спекулируя русским фактором в этой стране. А Лукашенко высасывает из России миллиарды.
— А насколько сегодня официальный Баку зависим от России?
— Есть целый ряд факторов, заставляющих идти руководство нашей страны на сближение с Кремлем, более того, от сотрудничества с Россией мы не можем просто взять и отказаться. Все еще остается угроза начала новой войны против Азербайджана посредством своего сателлита – Армении. А в некоторых вопросах интересы властей совпадают, потому что государственный строй Азербайджана и России более близок друг к другу, чем, скажем, Азербайджана и США. Этот фактор также играет свою роль.
Но ставку надо делать не на проигравшую сторону. А Россия уже проиграла.
Эмиль Мустафаев