На вопросы Minval.az ответил украинский политолог Алексей Вороненко.
— Петр Порошенко официально объявлен Президентом Украины. Может ли он решить предстоящие перед ним задачи: найти общий язык с Путиным и урегулировать крымский конфликт? Как Порошенко выйдет из этого тупика, ведь это серьезный тупик, это самое серьезное испытание, с которым сталкивается лидер украинской нации?
— Все будет зависеть от того, сможет ли он сформировать себе профессиональную команду. Идеальным было бы для него команда технократов, но учитывая наши украинские реалии, думаю, что он не сможет этого сделать. Тем более, это не удалось сделать даже в период сложнейшего кризиса в Украине. Думаю, общий язык с Путиным он будет стараться найти, но на крымский вопрос это уже никак не повлияет, по той простой причине, что сейчас необходимо признать – Россия отобрала его у нас. И в этом, кстати сказать, также есть наша вина. Крыму не уделялось достаточно внимания, но по факту Россия его аннексировала. Таким образом, Москва породила ряд экономических угроз для себя. Посмотрим, что будет дальше, но мои прогнозы относительно России в этом вопросе не утешительны. Дело в том, что, государства развиваются за счет технологий, услуг, полезных ископаемых, но не за счет расширения территории – это уже прошлая эпоха. Если проследить историю России, она постоянно сыпалась именно из-за таких отсталых решений. Российская империя расширялась, пока вдруг не лопнула: СССР пошел на Афганистан и развалился, на сегодняшний день Россия нарывается на мировую изоляцию, которую вьет вокруг нее США. Вообще, США являются крайне опасным оппонентом, и сегодня Вашингтон пошел на открытую конфронтацию с Москвой.
— Кстати, учитывая, что Тимошенко проиграла, учитывая, что ее психологический портрет известен многим в Кремле, может ли Путин использовать ее для дестабилизации ситуации?
— Результат Тимошенко был прогнозируемым и предсказуемым. Она выиграла бы гораздо больше, не идя на выборы, а выступив эдаким арбитром, третейским судьей. Ей просто нужно было быть над процессом, а не нырять в него. Она этого не почувствовала по причине своего диктаторского характера, показав на этих выборах, что мнения людей для нее ничего не значат, как и для Януковича, в принципе. При всем этом она остается сильным харизматом, правда угасающим. Нет, Путину она не интересна более. Она была интересна ему только в качестве средства для легитимизации газовых контрактов, которые пытались оспорить Янукович и Азаров со своими командами. Поэтому Москва здесь выступала союзником ЕС в оказании давления на Януковича, который совершил ошибку, посадив Тимошенко. А сегодня она для Путина никто, и им не по пути. А если враждебная риторика Юлии Тимошенко в адрес российского президента хоть немного смягчится, то она растеряет даже те остатки электората, который она с особым трудом собрала.
— Почему АТО пока не дает результатов? Какие шаги необходимо предпринять для разрешения ситуации на востоке Украины?
— АТО может длиться максимум сутки, а если двое — это уже очень плохо. У нас это уже не АТО, а непонятно, что. Кроме того, и Верховная Рада ведет себя безответственно, не вводя военное положение на востоке страны. Сейчас снова пытаются перебросить этот огонь и на юг. То есть здесь два пути: либо признавать силу «ДНР» и «ЛНР» и садиться с ними за стол переговоров, либо вводить военное положение и ставить задачу на уничтожение самопровозглашенные республики. Пока не понятны, каковы будут дальнейшие действия. США могли бы помочь, конечно, но в отличие от России они скрупулезно считают свои деньги и понимаю, во сколько им обойдется высадка войск и техники на территорию Украины, поэтому решения о военном вмешательстве они не примут. Единственное решение — вхождение Украины в НАТО, но это сейчас тоже маловероятно, поскольку Североатлантический альянс — не просто военное объединение, а союз стран с сильнейшими экономиками мира, а показатели Украины еще не доходят до нужного уровня. Плюс ко всему, США, в первую очередь, настроены решать в Украине свои проблемы. Я бы особо не рассчитывал на их помощь.
— Накануне в Астане Владимир Путин, Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко подписали договор о Евразийском экономическом союзе. К союзу скоро присоединится Армения и Кыргызстан. Насчет Армении — президент Казахстана заявил о невозможности вступления Армении в ЕАЭС с Нагорным Карабахом. Каково ваше видение ситуации: будет ли оказываться давление на Азербайджан в целях заставить страну вступить также в ряды путинского мини- СССР? Как считаете, сумеет ли ЕАЭС стать сильным альянсом?
— Евразийский союз- это якорь для Азербайджана. Азербайджану нет необходимости вступать в его ряды, а также нет смысла выходить из СНГ полностью испортив отношения с Кремлем. Давление России на Азербайджан осуществляется через Карабах, и это давление реализовывается ежедневно. Но официальный Баку идет своим путем и экономически развивается. Думаю, Азербайджан не изменит свой внешнеполитический вектор и продолжит двигаться в том направлении, в котором двигается уже сейчас- пытаться маневрировать между полюсами политических гигантов. Я лично не верю в силу ЕАЭС как мощного политического и экономического игрока на геополитической арене. Все три страны- члены ЕАЭС ориентированы на конкретные личности, а Западу это сыграло на руку: в Европе работает система, а человек, как известно, не является вечным. Кто может сказать, что будет с этими тремя государствами, когда не станет их многолетних лидеров? Никто. Особенно это касается России, которую всегда трясли перемены во власти. А что касается вступления Армении в союз с Карабахом или без, то это решит Путин, а не Назарбаев.
Эмиль Мустафаев











