На вопросы Minval.az ответил украинский политолог Павел Жовниренко. Напомним, что во время беседы с автором этих строк 15 января, когда многие стали говорить о том, что Евромайдан стал выдыхаться, Жовниренко заявил, что это далеко не так. По его мнению, протесты в Украине поменяли лишь свой формат. Майдан становится тренингово-учебным центром, который будет готовить приезжающих из других городов специалистов по образованию территориальных громад, проведению выборов, работе членами избирательных комиссий, наблюдателями, общественных активистов, участников сети коллективной самозащиты.
— Сложившаяся ситуация действительно очень критическая. Какой выход вы предложили бы? Какие действия должна предпринять власть и оппозиция для предотвращения развития такого сценария?
— Я вижу выход в переговорах с Виктором Януковичем об отставке правительства, наказании виновных и досрочных выборах в Верховную Раду. Очередные выборы Президента состоятся в начале 2015 года. Стимулы для результативности таких переговоров является создание оппозицией параллельного переходного правительства из ключевых министерств МВС, МЧС, МО, МИД и «перетекание власти» к нему, эффективное давление Запада на власти и удерживание Майдана.
— Действительно ли он может повторить судьбу Чаушеску и Каддафи? Пойдет ли он, на ваш взгляд, до конца, чтобы удержать власть?
— У каждого своя судьба и у каждого есть момент выбора. В конце 80-х годов страны центральной Европы Польша, Венгрия, Чехословакия решили вопрос передачи власти от диктатур демократам путем проведения круглых столов. И эти круглые столы и передача завершились успешно, без насилия. Бывшие руководители этих стран живы, здоровы и достаточно уважаемы в своих странах. Чаушеску решил пойти другим путем — никаких переговоров, вооружение бандитов, и попытался вовлечь страну в гражданскую войну. Чем это закончилось для Чаушеску — известно.
Он будет идти до конца или до реальной угрозы своего конца — таковы правила сообщества, его воспитавшего и выдвинувшего его на главный государственный пост. Шесть лет назад один из украинских миллиардеров — Игорь Коломойский — отметил: «Мы все должны отдавать себе отчет в том, что Янукович и компания – это устоявшаяся, хорошо структурированная, сплоченная и циничная промышленно–политическая корпорация, которая убеждена, что ее интересы выше интересов страны и народа, живущего в этой стране. Для нее власть – это и цель, и средство, и они ни перед чем не остановятся на пути к власти и для удержания этой власти. Пусть рухнет Украина, но останется Партия регионов.»
— А не кажется ли вам, что политики в постсоветских странах так и не привыкли покидать занимаемые должности путем справедливых выборов, или же в результате социальных (политических) бунтов? Лидеры этих стран готовы бороться до конца. С чем это связано?
— Ну почему? Кравчук у нас передал власть совершенно спокойно Кучме, а он передавал свою власть неохотно, но без больших проблем. Но тенденция, конечно же, есть и связана она с совково-византийской традицией: руководитель не меняется до смерти. Европейская традиция — совершенно другая и адаптируется совершенно безболезненно в случае присоединения той или иной постсоветской страны к европейскому политическому пространству. Пример стран Балтии — тому доказательство.
Эмиль Мустафаев
Смотрите также: ЕВРОМАЙДАН: Прямая трансляция (ОБНОВЛЯЕТСЯ)