Имя выдающегося азербайджанского лидера Ильхама Алиева, можно сказать, стоит в фокусе средств массовой информации Китая и экспертного сообщества Пекина по международным исследованиям. Безусловно, помогла этому событию, в некоторой степени, бурно развивающаяся тарифная и торговая война между США и Китаем, в результате которой китайское правительство начало более внимательно изучать и осваивать внезападный рынок, тем более огромный рынок стран Глобального Юга, в котором Азербайджан занимает своеобразную и важную позицию в евроазиатском пространстве. С этой точки зрения, сегодняшний государственный визит президента Алиева имеет эпохальное и истерическое значение. Можно сказать, визит уже добился значимых результатов. Об этом в эксклюзивном интервью Minval заявил Инь Шугуан, китайский журналист-международник, заместитель главного редактора сянганской ежедневной газеты «Вэньхуэйбао», комментируя первый государственный визит Ильхама Алиева в Китай и подписание там «Совместного заявления между Азербайджанской Республикой и Китайской Народной Республикой об установлении всестороннего стратегического партнерства», а также других важных документов.
— С 22 по 24 апреля президент Азербайджана Ильхам Алиев находится с официальным визитом в Китае и между нашими странами подписано совместное заявление о стратегическом партнерстве в 20 областях, в том числе в зеленой энергетике, взаимных инвестициях, цифровой экономике, транспортных коридорах. Проанализируйте, пожалуйста, растущее присутствие Китая в регионе Южного Кавказа, вовлечение в китайские инициативы стран региона, перспективы и возможные последствия, а также реакцию Запада и других глобальных игроков на эти изменения.
— Меня больше всего впечатляет следующий момент: президент КНР Си Цзиньпин и президент Азербайджана Алиев подписали совместное заявление о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве и по ряду важных направлений сотрудничества: торгово-экономического, энергетического, цифрового, транспортно-логистического, культурно-гуманитарного и так далее. За короткие десять месяцев уровень двухсторонних отношений достиг высшей точки, поднялся от стратегического партнёрства, подписанного в июле 2024 года в Астане, до сегодняшнего всеобъемлющего стратегического. Это редко происходит в современной китайской дипломатической практике , и ещё раз говорит о том, что Китай видит Азербайджан лидирующим государством на Южном Кавказе, стремится комплексно развивать всесторонние отношения с Баку.
Я еще обратил бы внимание на тот момент, что наш президент пригласил своего коллегу присутствовать на Саммите ШОС в конце августа в городе Тяньцзинь (Tian Jun). Это означает, что два лидера встречаются в Китае второй раз, не говоря о их встрече в Москве в День Победы, 9 мая.
Что касается инициативы «Пояс и путь», то хотел бы подчеркнуть, что закавказский регион, как транспортно-логистический коридор, в его реализации имеет очень важное значение, в этом процессе Азербайджан занимает важнейшую позицию, без которой невозможно обойтись.
География Азербайджана уникальна и незаменима, играет ведущую роль как континентальный мост и транспортный узел, соединяя Европу и страны Персидского залива, через Центральную Азию до Китая и стран Восточной Азии. С удовольствием отмечаем, что преимущества и потенциалы Азербайджана дают живые и конкретные плоды, например, в 2024 году товарооборот между нами достиг рекордного 3.7 миллиардов долларов. Китай превратился в четвёртого торгового партнёра Азербайджана. Возможности нашего делового сотрудничества не знают границ.
Ещё один момент нельзя не упомянуть, это динамично развивающаяся азербайджанская инициатива по диверсификации экономики и усилению транспортной логистики. Я считаю, что данная инициатива сможет гармонично и идеально сочетаться с инициативой «Пояс и путь», и в результате принесёт благосостояние нашим народам и народам стран Южного Кавказа. Время покажет.
В последние годы мы живем в стремительно меняющемся мире, переходящем от старого миропорядка, управляемого Западом к многополярному миру на базе новых развивающихся держав и стран Глобального Юга. Хотим или не хотим этого, но такой исторический процесс и необратим, и неизбежен. С приходом Дональда Трампа текущие грандиозные изменения лишь переживают неожиданные и непредсказуемые в какой-то мере смутные признаки.
— В настоящее время регион Южного Кавказа не столь приоритетен для властей США, сконцентрировавшихся в основном на решении внутренних проблем и урегулировании российско-украинского конфликта, а также на конфликте на Ближнем Востоке — сейчас это противостояние с Ираном. К чему, по-Вашему, приведут эти изменения в ближайшем будущем?
— Я думаю, по сути дела, мир меняет не Трамп, а наоборот, мир меняет Трампа. Это правда! Об этом говорит доле GDP в общем объёме мира. В 1978 году под руководством генерального конструктора китайской реформы и открытости Китай начал путь формирования социалистической рыночной экономики. На сегодня, в 2025 году, мир видит совсем новый, уверенный, процветающий и мирный Китай. Китайская практика показывает, что судьба наша в наших руках, надо шаг за шагом добиваться своего. Это правда! Как говорится в русской поговорке: «Собака лает, караван идёт».
Да, сегодняшний мир неспокоен, идут серьезные вооружённые конфронтации, наблюдается сильнейшая конкуренция между державами, но поднимать собственную экономику, улучшать жизнь населения, повышать благополучие народа — это единственно верный выбор каждой страны.
С одной стороны, новая политика Трампа «Сделаем Америку великой!», сосредоточившая силы США только на внутренних делах, возможно, в будущем сократится военный контингент в мире — это полезно для мира. С другой стороны, его тарифная и торговая война со всеми странами, которая наносит вред мировой экономике, а потому приведет к хаосу в мире.
Одним словом, чем меньше интенсивности идеологической и корыстно-экономической экспансии Запада в регионе, тем выгоднее продвижение мирного развития стран региона.
— Китай одинаково вовлекает в свои проекты все страны региона, Азербайджан, Грузию, Армению, страны Центральной Азии. Если раньше угроза стабильности в регионе исходила от Запада через Армению, то теперь не совсем понятно, как в этой ситуации поведет себя Запад, когда регион станет экономически укрепляться. Как по-Вашему, станет ли Запад препятствовать этому? Если да, то каким образом?
— Китай всегда хочет видеть мирный, стабильный и процветающий Южный Кавказ. Эта политика была, есть и будет: она последовательна и не изменится. Как известно, китайское правительство последовательно и твёрдо проводит мирную внешнюю политику, основываясь на пяти принципах мирного сосуществования. Эта политика распространяется на все три страны Южного Кавказа.
Китай уважает суверенитет и территориальную цельность каждой страны, выступает против применения силы для разрешения проблем между государствами. В результате этого Китай завоевал уважение всего мира. А формирование инициативы Среднего коридора и других инициатив нуждается в мирных условиях и безопасном положении не только на Южном Кавказе, но и в сопредельных регионах.
Думаю, что проводимая Западом агрессивная новоколониальная политика по отношению к развивающимся, приведет его в тупик, она не имеет будущего, включая политику находки агентуры.
В заключение хотел бы сказать, что сплочённость и единство между странами Глобального Юга — это непобедимое и ценнейшее оружие для сохранения суверенитета и собственного развития.