Президент России Владимир Путин позвонил президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву и принёс извинения в связи с катастрофой рейса J28243 Azerbaijan Airlines, совершавшего утром 25 декабря полёт по маршруту Баку – Грозный. Об этом сегодня сообщают информационные агентства и сайты, включая Minval, с пометкой «молния!». Как указывает пресс-служба Кремля, главы государств подробно обсудили «вопросы, касающиеся крушения пассажирского самолёта авиакомпании «Азербайджанские Авиалинии» 25 декабря вблизи города Актау в Казахстане». Также отмечено, что «Владимир Путин принёс свои извинения в связи с тем, что трагический инцидент произошёл в воздушном пространстве России, и ещё раз выразил глубокие и искренние соболезнования семьям погибших, пожелал скорейшего выздоровления пострадавшим». Указано также, что российский Следком возбудил уголовное дело по статье 263 Уголовного кодекса (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта). Ведутся первичные следственные действия, допрашиваются гражданские и военные специалисты.
Нынешний телефонный звонок – это результат принципиальной позиции и продуманной стратегии, которую с самого начала демонстрировал Азербайджан. И тон здесь задал президент нашей страны. Как только стало известно о катастрофе самолёта Embraer 190, Ильхам Алиев, который направлялся в Санкт-Петербург на неформальный саммит СНГ, развернул свой самолёт и вернулся в Баку. Уже в аэропорту – совещание с госчиновниками. Азербайджан реагировал на эти трагические события весьма оперативно. На всех уровнях и во всех направлениях – от формирования государственной комиссии, возбуждения уголовного дела, отправки государственных чиновников в Актау и решения вопросов с эвакуацией раненых и доставкой на родину тел погибших до информационной тактики. Самая полная, объективная и, что очень важно, подтверждённая информация своевременно доводилась до сведения как азербайджанской, так и мировой общественности. И, наконец, в Баку с самого начала дали понять: нашей стране должны быть принесены извинения в связи со случившимся.
Возможно, кому-то и захотелось повторить опыт заметания следов теракта 20 ноября 1991 года, когда вертолёт Ми-8, на борту которого находились видные государственные деятели Азербайджана, был сбит армянскими террористами в окрестностях села Гаракенд — со всеми «налетел в тумане на скалу», «плёнка в самописцах спеклась» и т.д. Однако сегодня уже не 1991 год. Азербайджан под руководством Ильхама Алиева из «бывшей Южной республики» превратился в самодостаточное и сильное государство, с которым нужно считаться.
Баку не был заинтересован в разрастании конфликта, но переступить через гибель собственного самолёта и десятков граждан ради спокойствия и благостной картинки – это не в тактике нашей страны. Это не вопрос престижа или политических очков, а вопрос безопасности граждан, в том числе в чужом воздушном пространстве, где их могут подстерегать смертельно опасные неожиданности. Как показывает практика, принципиальная позиция Азербайджана и информационная открытость принесли свои плоды. Гибель рейса J28243 Azerbaijan Airlines остаётся в центре внимания не только азербайджанской, но и мировой общественности.
О героизме и высочайшем профессионализме пилотов AZAL пишут ведущие мировые издания. Например, об этом рассказывают курсантам Лётной академии Украины. По оценкам Newsweek, экипаж гибнущего самолёта совершил настоящее чудо.
Но точка ещё не поставлена. На повестке дня – расследование трагедии и выплата компенсаций семьям погибших и пострадавших пассажиров. Сегодня многое зависит от расследования. Строго говоря, оно только начинается, а выяснение причин авиакатастрофы – процесс долгий и кропотливый. Но это в нормальной ситуации, когда нужно разбираться в тонкостях технических отказов и работе многочисленных систем самолёта.
Однако не сейчас, когда пробоины от поражающих элементов зенитной ракеты уже обнаружены на корпусе Embraer 190. Как считают эксперты, очень скоро следы будут найдены и в телах погибших и раненых пассажиров и членов экипажа.
По негласным правилам постсоветского пространства, расследование авиапроисшествий обычно поручается Межгосударственному авиационному комитету (МАК). Но такие правила имели смысл, пока весь бывший СССР летал на советских самолётах по советским инструкциям. Сегодня старые правила больше не работают.
Своё расследование ведёт Казахстан, на чьей территории самолёт совершил аварийную посадку. В Азербайджане создана государственная комиссия, а Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело. К расследованию привлечены специалисты из Бразилии – представители компании-производителя самолёта Embraer 190. Они будут изучать информацию бортовых самописцев – «чёрных ящиков».
Кроме того, по заявлению министра транспорта Турции Абдулакадира Уралоглу, братская страна направила в Азербайджан следственную группу. Помощь предложили и США. В СМИ уже появляется информация, что данные объективного контроля есть у Лондона и Парижа.
Будет ли эта информация принята, пока неясно. Официального ответа нет. Всё будет зависеть от того, как пойдёт внутреннее расследование в России.
Почему по гражданскому самолёту, заходившему на посадку в гражданский аэропорт, ударили зенитной ракетой? Почему самолёт не смог приземлиться в ближайших аэропортах и был направлен в Актау? Насколько профессионально вели себя диспетчеры?
Ответы на эти вопросы будут иметь решающее значение. Это не политика – это вопрос безопасности людей в небе. А небо, как известно, одно на всех, и оно не прощает ни ошибок, ни безответственности, ни стремления «сглаживать углы» за счёт безопасности.