«Стальные браслеты» для Кочаряна и Саргсяна

«Стальные браслеты» для Кочаряна и Саргсяна

Бывшие президенты Армении Роберт Кочарян и Серж Саргсян объявлены в розыск — об этом напомнил недавно начальник отдела специальных расследований военной прокуратуры Азербайджана, старший советник юстиции Эмиль Тагиев, отметив, что еще с февраля 1988 года указанные лица с целью разжигания национальной вражды, ненависти между азербайджанским и армянским народами, собирали и проводили собрания работников армянской национальности в организациях и учреждениях города. В переводе: азербайджанская прокуратура напомнила, как на юридическом языке называется «стояли у истоков карабахского движения».

Но напомним: Кочарян, Саргсян и другие уже не первый год находятся в розыске по куда более серьезному обвинению — в геноциде азербайджанского народа.

26 февраля наша страна отмечает 30-ю годовщину геноцида азербайджанцев в Ходжалы — именно по этому уголовному делу Роберт Кочарян и Серж Саргсян проходят в качестве обвиняемых.

Ходжалы не без оснований называют «азербайджанской Хатынью». Но таких деревень, как Хатынь, сожжённых гитлеровцами вместе с жителями, в одной только Беларуси было более пятисот. И точно так же Ходжалы — это далеко не единственная намеренная резня гражданского населения со стороны армянских террористов. Уже в декабре 1991 года, до Ходжалы, армянские боевики устраивают чудовищную резню в селе Баганис Айрум в Газахском районе — самым младшим из убитых был двухмесячный младенец, самым старшим — 70-летний старик. 17 февраля 1992 года при соучастии 366-го полка армянские боевики устраивают резню в селе Гарадаглы — убито более 80 человек. А еще массовые расправы над мирным населением в сёлах Туг, Мешали, Джамилли, Гушчулар…Уже после Ходжалы, 8 апреля 1992 года — трагедия в селе Агдабан Кельбаджарского района, 28 августа 1992 года — массовое убийство в селе Баллыгая Геранбойского района, 18 апреля 1993 года — в селе Башлыбель Кельбаджарского района…

Пожалуй, одной только этой исторической последовательности достаточно, чтобы не осталось сомнений: намеренный геноцид азербайджанцев был едва ли не главным содержанием «карабахского движения». Без этнических чисток «самоопределяться по-армянски» на исторических азербайджанских землях не получалось.

Понятно и другое. В истории было множество войн и столкновений, которые сопровождались резней гражданского населения. Но геноцид — это именно государственная политика, направленная на истребление людей только за их национальность. И, к сожалению, подобные «прецеденты» после Нюрнгбергского трибунала и принятия конвенции ООН о предотвращении геноцида и наказании за него не прекратились.

Можно долго рассуждать, случайно или закономерно, что значительная часть подобных трагических прецедентов приходится на «постколониальный» период. Геноцид боснийских мусульман в Сребренице во время боснийской войны пришёлся на распад Югославии, корни геноцида в Руанде, уверены многие эксперты, уходят в те времена, когда бельгийские колонизаторы разжигали межплеменную рознь, руководствуясь извечным принципом «разделяй и властвуй».

Но расследование геноцида в Боснии продемонстрировало еще одну сторону вопроса. Действия никем не признанных «государств» тоже могут квалифицироваться как геноцид. Лидерам признанных государств не удаётся спрятаться за своих непризнанных марионеток.

И то, что Слободан Милошевич умер в гаагской тюрьме, не выслушав приговор за Сребреницу, еще не значит, что бывшим президентам Армении не придется выслушать приговор за Ходжалы. И не только Ходжалы.

Minval.az