Азербайджанские информагентства продолжают освещать поездку президента Азербайджана Ильхама Алиева и первой леди Мехрибан Алиевой в Агдамский район. В числе прочего, глава государства и первая леди приняли участие в церемонии закладки фундамента будущей Агдамской районной больницы. Причем было особо подчеркнуто, что в случае необходимости эта больница может быть быстро преобразована в военный госпиталь, а в подвале здания предусмотрено убежище.
Речь не только о технической стороне проекта. Такая расстановка акцентов дает немалую информацию к размышлению в столь деликатной сфере, как риск новой войны.
А тут есть о чем поговорить. Принятый недавно сепаратистами «закон об оккупированных территориях» не оставляет сомнений: от планов новой войны в армянской верхушке не отказались. Озвучивать же самые радикальные идеи и планы от имени сепаратистов Карабаха — традиционный ход: даже приказ о ракетном ударе по Гяндже пытались «навесить» на Араика Арутюняна. В самом Ереване вроде бы говорят о том, что нужен мир и что есть поле для сотрудничества с Азербайджаном, но от притязаний на азербайджанские земли не отказываются. Тем более на понятные размышления и выводы наводят регулярные вооруженные провокации на границе.
Неспокойно и в Карабахе. Несмотря на то, что после окончания войны прошло уже более года, росмиротворцы так и не начали работу по разоружению армянских бандформирований в Карабахе. Местная «полиция», созданная сепаратистами, действует практически в открытую. В официальных релизах миротворцев подробно расписывается, как они раздают гуманитарную помощь и посещают монастырь Худавенг, который называют «Дадиванк», но ни слова — об изъятых «стволах» и все той же работе по разоружению НВФ. Нет и должного контроля на въезде в Лачинский коридор. Если вчера там «протаскивали» призывников из Армении и кандидата в президенты Франции мадам Пекресс, то кого и что провезут мимо миротворцев в следующий раз?
А Агдам — это во всех смыслах стратегическая точка. Отсюда рукой подать до линии разграничения с зоной действия российских миротворцев. Именно здесь проходит важная автомобильная дорога на Ханкенди, Шушу и далее в Лачин и Герус. В советские годы здесь проходила и железнодорожная ветка. Неудивительно, что Агдам был «прифронтовым» с самого начала противостояния в Карабахе, в 1993 году был оккупирован Арменией и находился под оккупацией до окончания 44-дневной войны, превратившись в «город-призрак» и «Хиросиму Кавказа».
Именно на Агдамском направлении чуть более недели назад сепаратисты под прикрытием росмиротворцев рыли окопы и пытались обустраивать позиции. Именно здесь развернулся и один из эпизодов «сотовой войны» — сепаратисты открыли огонь по сотрудникам одной из азербайджанских компаний сотовой связи.
Неудивительно, что в Баку оценивают риски и принимают меры. В том числе с учетом опыта 44-дневной войны, когда Армения устраивала «неизбирательные» обстрелы азербайджанских городов и называла среди возможных военных целей в Гяндже военный госпиталь.
Проект, выбранный для Агдамской больницы — пример яркий и показательный, но не единственный. Азербайджан создает части «коммандос», регулярно проводит учения, повышает военные расходы. Большое внимание уделяется «наведению порядка» внутри самой армии. Наша страна настроена на нормализацию отношений и на мир, но это не значит, что теперь в Азербайджане впадут в благодушную эйфорию и позволят захватить себя врасплох. Так что устроителям опасных игр «на той стороне» лучше вовремя просчитать риски и не пытаться проверять реакцию Азербайджана методом тыка.
Нурани, обозреватель Minval.az