Свобода слова по-армянски. И по-французски

Свобода слова по-армянски. И по-французски

Свобода слова по-армянски. И по-французски

Свобода слова и свобода печати в странах Европы справедливо считаются важнейшими демократическими ценностями. Франция — не исключение. Причём все чаще защищать свободу слова приходится не только и не столько от властей, сколько от «самодеятельных радикалов».

И вот конкретный пример. Известная международная неправительственная организация «Репортеры без границ» выступила со специальным заявлением, где решительно осудила жестокие онлайн-атаки на журналистку французского телеканала TF1 Лисерон Будул после трансляции репортажа о конфликте в Нагорном Карабахе, и проявления ненависти по отношению к профессионалу, который просто выполнял свою работу.

Напомним: 22 октября в 20-00, в самый «прайм-тайм», на канале TF1 выходит в эфир репортаж Будул — с азербайджанской стороны линии фронта. С правдивым рассказом о том, как храбро и профессионально воюет Азербайджанская Армия (что для любого понимающего человека — сильнейший аргумент против бредней по поводу «сирийских террористов»: в такие боевые порядки они просто не вписываются), и самое главное, о регулярных ударах ВС Армении по мирному населению Азербайджана, в том числе по жилым кварталам Гянджи. Что сильно не понравилось местным армянским лоббистам, которые прекрасно понимали, какая «информационная бомба» взорвалась во французском эфире.

Уже по горячим следам эфира перед зданием телеканала состоялась армянская акция протеста. Но этим дело не ограничилось. Против Будул устроили кампанию угроз и оскорблений. Журналистку, которая всего лишь сделала свою работу, засыпали потоком оскорблений и угроз, где «геноцидах шлюха» — далеко не самое сильное выражение. Дело не ограничивалось травлей в открытых аккаунтах в соцсетях. Будул «также получила push-уведомление в приложении WhatsApp на своем телефоне после того как автору сообщения удалось заполучить ее личный номер, – констатируют «РБГ». – Телеканал и сам подвергся систематическим преследованиям в социальных сетях, по электронной почте и телефону». Более того, в Facebook встречались и предположения, что это «похоже на дезинформацию», а также месседжи наподобие: «Возможно, после того как некоторые сотрудники TF1 будут обезглавлены, они станут думать лучше и яснее». То есть прямые угрозы. На таком фоне TF1 предпочёл удалить репортаж Будул со своего сайта и даже Ютуб-канала.

И вот теперь «Репортеры без границ» решительно осуждают нападки на журналистку и напоминают, что в начале октября объектом онлайн-угроз стали еще и журналисты Liberation — крупной французской газеты. Армянской общине не понравились и их репортажи из Карабаха. А глава офиса организации по странам ЕС и Балканам Павол Салаи прямо заявляет: «Призываем сопредседателя Координационного совета армянских организаций во Франции Франка Папазяна прямо осудить серьезную атаку на свободу прессы».

Здесь можно было бы поставить точку. Но…

«Репортеры без границ», при всем своем авторитете — это НПО и не более того. И как НПО, «РБГ» отрабатывает «кейс», то есть отдельно взятый случай, разбирая, кто сверх меры надавил на журналистов. Но в данном случае речь идет не об отдельном случае, а о явлении. И реагировать на это явление должны уж точно не только и не столько НПО. В самом деле, в последние дни армянское лобби развернуло кампанию угроз и оскорблений и против журналистов, и против политиков, и против общественных деятелей. Причем под ударом и друзья Азербайджана, и те, кто просто отказывается тиражировать армянские фейки и мифы. Член комиссии Национальной Ассамблеи Франции по внешним делам и группы дружбы Азербайджан-Франция, депутат Джером Ламбер уже публиковал в своем твиттере «любезности», полученные от армянских лоббистов. Причем таким атакам в группе дружбы подвергался не он один.

Показательно и другое. И канал TF1, и газета «Либерасьон» не защищали позицию Азербайджана — они просто рассказали то, что видели. И это вызвало у армянской стороны настоявшую истерику с призывами к бойкоту газет и телеканалов, что в такой стране,  как Франция, где очень любят подчеркивать свой статус «колыбели демократии» и «родины прав человека», уже само по себе нонсенс.

Но вот угрозы физической расправы в адрес журналистов и политиков — это уже другое. На них уже должны реагировать не НПО, а правоохранительные органы. Но…официальные власти Франции молчат. Реакция последовала только от «Репортеров без границ», но не от полиции, жандармерии и других силовых структур. И тем более молчат европейские и мировые лидеры — те самые, которые совсем недавно, весьма активно и жестко реагировали на расправу над сотрудниками «Шарли Эбдо». Можно, конечно,  возразить: там все же были не просто угрозы, а реальное массовое убийство. Но именно случай с «Шарли Эбдо» должен был бы научить и полицию, и власти: угрозы надо воспринимать всерьез. Особенно если озвучиваются они от имени ASALA — террористической группировки, в послужном списке которой множество терактов, совершенных в том числе во Франции — в основном против турецких дипломатических и коммерческих представительств.

Но как тогда понимать происходящее? Весь механизм реагирования на подобные попытки давить на журналистов «включается» или, наоборот, «не включается» в зависимости от политических интересов? И просто используется как средство давления на неугодных, а «угодным» предоставляется куда большая «свобода рук»? Особенно если мсье Макрону на предстоящих выборах нужны голоса этнических армян с французскими паспортами?

Только вот в этом случае парижским экспертам надо помнить: политика заигрывания с террористами еще никого не доводила до добра.

Нурани, политический обозреватель

Теги: