Опасная обстановка у границ Азербайджана

Опасная обстановка у границ Азербайджана

Опасная обстановка у границ Азербайджана

Ракетные эсминцы военно-морских сил США миновали Ормузский пролив, и у ястребов американского истеблишмента наступает благоговение. Наступает долгожданный миг для сведения счетов с непокорным возмутителем порядка на Ближнем и Среднем Востоке.

В представлениях американцев под понятием «порядок» подразумевается расклад, основанный на собственных расчетах, что абсолютно не коррелируется с видениями не только иранского руководства, но и многих кругов стран этого чрезмерно пассионарного и коммуникативного региона.

Его все время трясет, и он перманентно балансирует над бездной. Чтобы избавиться от приевшейся рисковой ситуации, ни кто-нибудь, а именно Вашингтон берется за стабилизацию нервно бьющегося пульса.

О том, как это удается Америке, говорить излишне, благо Штаты занимались излюбленным ремеслом в прошлые десятилетия на Дальнем Востоке, Юго-Восточной Азии, Южной Америке, да и в других частях света.

Реакция на прибытие американских эсминцев McFaul и Gonzalez в Персидский залив последовала незамедлительно. Командующий военно-морскими силами Корпуса стражей исламской революции (КСИР) контр-адмирал Алиреза Тангсири в рабочем режиме сообщил, что «Иран перекроет Ормузский пролив для экспорта нефти, если лишится возможности использовать его в транспортных целях».

США призвали Иран к порядку, напомнив, как свобода судоходства и транспортировки энергоресурсов через проливы (Ормузский и Баб-эль-Мандебский) регулирует размеренный режим сосуществования.

Но свобода и размеренность в чувствительных местах зачастую устанавливаются сами собой, если никто не ковыряет их подноготную. У стран региона достаточно сил и здравых планов, чтобы сами могли добиваться режима самодостаточности. В Вашингтоне многим кажется, что без участия США с их эксклюзивным правом на первое слово создание устойчивого невозможно, вот и лезут.

Военно-морская армада Штатов усиливается за счет новых плавсредств и авианесущих гигантов ради наказания Ирана, который уже сорок лет идет, как считают в Вашингтоне, ошибочным путем, дестабилизируя Восток.

Если не знать новой истории, то можно заключить, что инициатором восьмилетней ирано-иракской войны был не Багдад, а Тегеран, на Кувейт напал не Саддам Хусейн, а иранский режим, не Тель-Авив третирует Иран, а все обстоит с точностью наоборот.

Зачем Ирану ядерное оружие, если ему никто не угрожает? – вопрошают в Штатах, изображая из себя истых миролюбцев. Впрочем, история с ядерным досье Исламской Республики – это всего лишь повод, чтобы свести с Тегераном давние счеты. Но затея чрезмерно опасная, которая может перевернуть знойный регион вверх тормашками.

Военные в США, арабских странах залива, Израиле и еще где-то со смаком потирают руки, ожидая долгожданной взрывчатой развязки. Но есть и другой лагерь, который старается изо всех сил ради предотвращения неладного.

Здраво мыслящие генералы Пентагона вопрошают – насколько разумно рассматривать военный сценарий, если в начале нулевых Вашингтон отправил в Ирак свыше 250 тысячный контингент, которому так и не удалось стать полноправным хозяином положения. Иран минимум троекратно превосходит Ирак по всем важным показателям. Территория огромна, население перевалило за 80 миллионов, а армия вместе с пресловутым КСИР так и норовит дать агрессорам всех мастей по носу, да так, чтобы больше не повадно было.

Кстати вспомнить, что в ходе ирано-иракской войны в разгар танкерных баталий прямые столкновения американских и иранских боевых единиц в море все же произошли. Иранцы, разумеется, потеряли больше средств, живой силы, но и американцы смирились с потерями. Силы были неравны, потому потери США были куда скромнее. Но суть в другом – иранцы не испугались грозного противника и ввязались в бой.

С тех пор много воды утекло в реке Шатт-эль-Араб, из-за шельфа которой формально и началась долгая война. Исламская Республика подтянула свой боевой потенциал, и на сегодня представляет серьезную угрозу сателлитам Вашингтона, вместе взятым. Они тоже угрожают Тегерану, но не решаются на первый выпад. Если Белый дом запланировал вытаскивать каштаны из жара чужими руками, то вряд ли это сработает.

Скорее, на это были рассчитаны недавние провокации с подрывом двух саудовских и одного эмиратовского кораблей. В наэлектризованной обстановке столь мелкие эксцессы не способны спровоцировать огонь войны. За необдуманность можно поплатиться с лихвой.

Политический подтекст обстановки диктует более спокойный расклад. Маловероятно, чтобы за полтора года до президентских выборов Трамп дал команду «огонь». Ему есть чем рисковать, тем более он уже выказал неудовольствие команде в связи с провалами на венесуэльском направлении.

Причем, милитаристские устремления США в условиях экономического оживления и установившегося лидерства страны на нефтяных рынках может в одночасье перечеркнуть всю позитивную динамику конъюнктуры. Надо ли это Трампу?

В силу естественных и объяснимых причин в Азербайджане внимательно наблюдают за тревожными обстоятельствами. Отдельные силы за океаном заказывают музыку сепаратизма наподобие той, что прозвучала в начале 80-прошлого столетия в канун нападения Саддама Хусейна на Иран. Жители нефтеносной провинции Хузестан, преимущественно населенной арабами, клюнули на наживку Запада, а потом остались с носом. А теперь в Вашингтоне снова наступают на старые грабли, но уже с азербайджанской символикой. Есть ли у затеи шанс на успех?

Азербайджанцы – не меньшинство, а такая же титульная нация страны, как персы. Они не только не является ведомыми, а зачастую выступает в роли законодателей иранской политической моды. Широкое представительство в иранском политическом, революционном истеблишменте, КСИР и «Бассидж» (многомиллионное ополчение) не требует комментариев. Достаточно вспомнить, что на закате иракской войны два легиона иранских вооруженных сил, преимущественно составленных из азербайджанцев, решили исход войны. Отменно отыграв партитуру обхода иракских войск, именно они нанесли разящий удар в тыл противнику.

Опять же с тех пор многое изменилось, но изменился ли боевой дух иранцев, которые никогда не соглашались с внешним давлением? На этот вопрос и нужно ответить американцам, и еще определиться, стоит ли игра непомерных расходов, когда перевалка военных, снаряжения влетает в копеечку, а духу для искусного ведения войны янки, как всегда, не достает.

Тофик Аббасов, аналитик

Теги: