Несмотря на все заявления, сделанные официальными лицами современного Еревана, Армения не станет признавать самопровозглашенную «Нагорно-Карабахскую республику» независимым государством, заявил заместитель генерального директора Информационно-аналитического центра МГУ имени М. В. Ломоносова Андрей Петров в интервью «Спутник-Азербайджан», комментируя предстоящее обсуждение в правительстве республики законопроекта о признании независимости оккупационного режима на азербайджанских территориях.
Напомним, что еще в разгар апрельских боев за Карабах президент Армении Серж Саргсян объявил, что Ереван обязательно признает «НКР», если возобновится полноценная война в зоне нагорно-карабахского конфликта. Вскоре после этого по инициативе Москвы было достигнуто новое перемирие на линии соприкосновения войск, и слова Саргсяна были отменены сообщением замглавы МИД Армении Шаваршем Кочаряном, отметившим, что данный вопрос армянскими властями не рассматривается.
Месяц спустя, 3 мая, на официальном сайте Кабинет министров Республики Армения в повестку заседания 5 мая был включен проект признания «НКР» за авторством депутатов парламента Заруи Постанджян и Гранта Багратяна. После того, как со стороны Азербайджана последовала жесткая реакция на этот поступок, тот же Шаварш Кочарян пояснил, что правительство будет занято не одобрением законопроекта, а вынесением заключения по его тексту. При этом замглавы МИД Армении озвучил то же условие, о котором говорил Саргсян: Карабах будет признан Ереваном в случае возобновления активных боевых действий.
Тем не менее, выразил уверенность Андрей Петров, за время апрельских событий в зоне нагорно-карабахского конфликта в вопросе потенциального признания Ереваном сепаратистского образования на территории Азербайджана в качестве независимого государства ничего не изменилось. «Армении по-прежнему это невыгодно. План Еревана все тот же: всеми возможными способами затягивать и профанировать переговорный процесс, сохраняя статус-кво на линии соприкосновения войск на как можно более долгий срок и новые бои за Карабах вкупе с освобождением части азербайджанских земель ничего нового в этот план не принесли», — считает он.
Эксперт напомнил, что подобные законопроекты обсуждаются в Армении ежегодно. «Законодательные инициативы о признании так называемой «Нагорно-Карабахской республики» — это обязательная часть внутриполитического и, скажем так, внутриармянского курса: Ереван, оккупирующий территории своего соседа и создающий видимость наличия самостоятельных политических сил на этих землях, должен, как минимум, создавать возможности для легализации того, что он сам более 20 лет не признает суверенным государством. В противном случае Армения политически согласится с тем фактом, что никакой «НКР» нет, а есть лишь оккупационные войска на территориях Азербайджана. Отсюда ежегодные законопроекты о легитимности сепаратистских структур», — пояснил он.
Однако есть две причины, по которым точно так же каждый год эта законодательная инициатива терпит фиаско. «Во-первых, признание «НКР» отменяет тот самый мирный переговорный процесс в рамках Минской группы ОБСЕ, на вечное продолжение которого Армения рассчитывает — то есть данный поступок нарушает основной план руководства республики на нагорно-карабахский конфликт. Отмена Минского процесса — это отмена всех документов, сдерживающих активные боевые действия, что означает возобновление войны, в которой у Еревана сегодня нет ни стратегического перевеса в силах, ни тактических преимуществ перед Баку. Азербайджан перейдет в наступление, и Армения уже не сможет обвинить его в нарушении каких-либо соглашений, поскольку сама разорвет все соглашения и дополнения к ним, накопленные за 22 года безуспешных переговоров. Признание Карабаха де-юре для президента Сержа Саргсяна и его «партии войны» равноценно утрате Карабаха де-факто», — раскрыл политолог первую причину «нерешительности» Еревана.
«Во-вторых, это выступление против международного сообщества, во всех ключевых документах признающее Нагорный Карабах и семь районов вокруг него оккупированными территориями Азербайджана. Как бы сильна ни была армянская диаспора за пределами республики, ее действий будет недостаточно для того, чтобы решение Еревана было поддержано хоть кем-то из мировых держав. Заявление о независимости «НКР» обернется для Армении только потерями на внешнеполитическом фронте, как репутационными, так и вполне осязаемыми, экономическими, в виде санкций против государства, фактически, бросившего вызов всему миру. В то время, как на линии соприкосновения войск возобновятся бои, на политическом фронте Саргсян начнет стремительно терять союзников, в том числе и Россию, чьи двадцатилетние усилия по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта окажутся напрасными. Признание Карабаха де-юре, таким образом, будет равноценно политической изоляции Еревана, которая в совокупности с действующей экономической изоляцией окажется для «партии войны» и утратой самой Армении де-факто — закономерным результатом ее поведения», — поведал Андрей Петров вторую причину.
В итоге, заключил замгендиректора ИАЦ МГУ, Армения окажется с признанным сепаратистским образованием одна против всего мира и в состоянии активной войны с Азербайджаном. «Вне всяких сомнений, до какого бы высокого уровня ни дошел в этот раз скандальный законопроект, он не превратится в закон и Армения не признает свои войска на чужих территориях независимым государством», — подчеркнул эксперт.