Скучная общественно-политическая жизнь Азербайджана, пожалуй, слегка оживилась на прошлой неделе. Этому послужило прибытие в Баку ряда российских эмиссаров. Один за другим столицу Азербайджана посетили мэр Москвы Сергей Собянин, журналист Дмитрий Киселев, лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Мы бы не стали бы придавать данным визитам столь важное значение, если бы не одно обстоятельство: всех их принимал глава государства Ильхам Алиев.
Почему кремлевские эмиссары были направлены в Баку? Почему Азербайджан вновь демонстрирует Западу свое сближение с Россией? Об этом корреспондент Minval.az поговорил с бывшим государственным советником по внешнеполитическим вопросам Вафой Гулузаде.
ВИДЕО:
Цитаты из интервью:
-
Я рассматриваю все эти события (российско-азербайджанское сближение — прим.авт.) в трагикомическом аспекте. Посмотрите, до чего дошла Россия, что она вынуждена просить у Азербайджана помощи.
-
Единственное, что я испытал, когда Жириновский прибыл в Баку, когда его встретили с большой помпой, была радость: хорошо, что я не был там, не встречал его. Я никогда не пожал бы ему руки.
-
Я просто не хотел жать руку Кочаряну, давно подумывал уйти в отставку, и за несколько дней до этой встречи покинул Аппарат Президента.
-
В нынешней ситуации ни Россия, ни Азербайджан не являются искренними.
-
Азербайджан заинтересован в развитие своих отношений с США и с Европой, но власть не хочет, чтобы они оказывали на нее давление в тех болезненных вопросах, на которые она не желает отвечать, менять свою позицию.
-
Если раньше мы спокойно говорили, что ни одно государство, ни один глава государство не критикует нас, а делают это правозащитные организации, то сейчас ситуация меняется.
-
Не думаю, что на Западе, где много сильных аналитиков, работают профессиональные спецслужбы, думают, что Азербайджан может развернуться к Путину. Это в первую очередь ударит по самим властям, кроме того, власть не имеет права ставить под полную угрозу интересы страны, ее экономику.
-
Видимость сближения Азербайджана с Россией используется для конкретных целей каждой из сторон. Если Россия хочет сближения, намерена поставить в безвыходное положение президента Алиева, то пусть освободит от оккупации хотя бы один район, и заверит нас в том, то если мы продолжим сотрудничество, то последуют остальные районы. Это было бы самым серьезным шагом со стороны России. Однако они не собираются этого делать, их позиции неизменны.
-
Если Россия вынудит вернуть Армению вернуть хотя бы один район, то потеряет ее, а это обстоятельство умело может быть использовано Западом.
-
Если США завтра переменят позиции, перестанут касаться вопросов, раздражающих нашу власть, то Азербайджан будет принимать любых дипломатов, которые еще недавно критиковали страну, точно также, как встретила Жириновского.
-
Любим мы Америку или нет, хорошая она или плохая, но нам важно уметь проявлять гибкость и стараться устранить такое отношение США к Азербайджану. Необходима также политическая воля. Таким был Гейдар Алиев. Очень часто назревали серьезные проблемы, которые он разруливал. Например, оппозиция жаловалась на то, что газеты вот-вот закроются из-за отсутствия бумаги и из-за долгов. А Гейдар Алиев собрал совещание, выслушал всех, потом дал указания обеспечить оппозиционные газеты необходимым, велел списать им долги. Позиции Алиева ничуть не ослабли, а сам факт такой встречи смягчил накалившуюся обстановку.
ФОТОСЕССИЯ:
-
Не следует идти на противостояние внутри своей страны. Плюс ко всему, я не думаю, что внутри страны для властей существует какие-то угрозы, их действительно нет. Жесткие меры приобретают правомерность тогда, когда существует реальная угроза. Да, власть имеет право бороться за себя … Но очень хотелось бы, что не было никакой жесткой конфронтации внутри азербайджанского общества.
-
Очень много лестных слов я слышал о способностях Ильхама Алиева. Они высоко оцениваются другими дипломатами. Поэтому нельзя говорить, что он в чем-то уступает отцу. Думаю, он тоже мог бы разрулировать ситуации.
-
В российско-азербайджанских отношениях нет никакой конкретики. Встреча президентов в Астрахани решит никаких вопросов.
-
Вопрос правового статуса Каспия, возможно, никогда не будет урегулирован.
-
США оказывают влияние на политическую жизнь всего мира. И в Азербайджане, как бы не критиковали США, считаются с ними.
-
Кто бы не был у нас во власти, не надо забывать о том, что воевать нам с Россией не по силам.
-
Не думаю, что в Украине на нас обижаются, или же США потребовали бы, что мы не посылали продукты в Москву — это было бы абсурдом.
-
И в период Ющенко, и в период Кучмы мы помогали Украине энергоносителями. Причем в самые трудные моменты. «Южный газовый коридор», который сейчас находится на стадии строительства как раз станет помощью Украине. То, что Азербайджан пошел на такой шаг в момент, когда было остановлено строительство «Южного потока» — очень смелый шаг.
-
Я не верю, что украинский кризис завершится в скором времени. Иногда даже мне кажется, что Россию, может быть, и завлекали в этот кризис, потому что Россия — ядерная держава, угрожающая Западу. Если их так беспокоила несуществующая иранская бомба, то ядерный арсенал России — проблема номер один для них.
-
Немцам сейчас стыдно за то, что они поверили Гитлеру, пошли за ним. Всего 10-15% общества трезво мыслят, есть и 90% людей, которые владеют низким уровнем культуры, не понимают сути вопроса. Однажды они также пожалеют о том, что поддерживали Путина.
Беседовал Эмиль Мустафаев, фото и видео — Илькина Зеферли
Выражаем также особую благодарность администрации отеля Шафран за предоставление помещения для съемок.