Это случилось. Сегодня Украина и Евросоюз подписали в ходе саммита в Брюсселе экономическую часть (политическая часть соглашения была подписана еще в марте) соглашения об ассоциации. Подписи под документом поставили председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, председатель Евросовета Херман ван Ромпей и президент Украины Петр Порошенко.
Кроме того, также Евросоюз подписал парафированные в ноябре соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с Грузией в лице премьер-министра страны Ираклия Гарибашвили и Молдавией в лице премьер-министра Юрия Лянкэ.
Подписание этого соглашения тремя странами, которые являются членами организации ГУАМ, не может не вызывать реакции (может быть, и зависти простых граждан) в Баку. Правда, на официальном уровне ее навряд ли стоит дожидаться. Ни для кого не секрет, что официальный Баку до сих пор не определилась с выбором. Понятны и причины.
Впрочем, что изменится в Азербайджане после подписания ассоциативного соглашения с ЕС этими странами? Открывает ли «окно возможностей» шаг соседней Грузии для евроинтеграции Азербайджана? На эти и другие вопросы нашего корреспондента ответили отечественные политологи.
Так, политолог Хикмет Гаджизаде считает, что, безусловно, подписание ассоциативного соглашения с ЕС Грузии, Украины, Молдовы открывает и для нас определенные возможности и упрощает путь в этом направлении. Во-первых, по его мнению, это хороший пример для Азербайджана, мы увидим, как будут развиваться эти страны, так как они близки к нам географически, а во-вторых, принятие такого сложного решения также послужило хорошим уроком и для ЕС: все было подсчитано, были реализованы программы по адаптации.
«Я уверен, что азербайджанское общество хочет евроинтеграции, но не хочет этого наше правительство. По двум причинам: во-первых, им мешает Россия, во-вторых, интеграция подразумевает демократию, на что пока власть у нас не готова. Общество положительно отнеслось бы к европейскому курсу руководства страны. Мы ничуть не хуже Грузии. Не обязательно иметь членство в ЕС. Вполне достаточно провести реформы по европейским стандартам. Существует достаточно вариантов для такого сотрудничества, которые не вызвали бы раздражения у России. «,- отметил Х.Гаджизаде.
Политолог уверен, что несмотря на подписание соглашения, Россия не успокоится. Пока Путин и его команда находятся у власти навряд ли стоит ожидать этого, говорит он.
«Русских может остановить только крупное поражение в Украине. Надо дождаться этого времени», — резюмировал он.
А политолог Лейла Алиева полагает, что у президента Владимира Путина может быть много идей, но реальность уже другая.
«Европа сделала определенные выводы после поведения России в Украине и перешла к очень активным действиям. Все не так, как было раньше. Россия сегодня действует в ограниченном для маневров пространстве, возникли более серьезные системы сдержек и противовесов. Подписание соглашения об Ассоциации — обещает не только глубокую интеграцию в ЕС, но также означает, что это будет отражаться и на отношении НАТО к этим странам. То есть их безопасность будет больше зависеть от Европы и США»,- уверена она.
По мнению Л.Алиевой, конечно же, подписание соседней Грузии соглашения с ЕС окажет влияние и на Азербайджан. Если одна страна интегрируется на Запад, а мы все еще топчемся на месте, то, конечно, это ставит нас в менее выгодное положение.
Она считает, что демократическим, проевропейским странам приходиться жертвовать чем-то на «европейском пути» и, судя по всему, без этого не обойтись: или ты продолжаешь жить как в глубоком средневековье, или же ты развиваешься, делаешь свою страну более открытой и цивилизованной, но сталкиваешься с российским давлением.
«Азербайджан давно уже понес значительные жертвы. Было оккупировано 20 % наших земель. Но даже при этом ничего не делается у нас для ориентации страны на демократическую Европу»,- сказала наша собеседница.
В свою очередь политолог Вафа Гулазаде также назвал произошедшее историческим событием, доказывающим, что ход истории не остановишь, время все расставляет по своим местам.
«Бывшие республики СССР желают оторваться от Российской империи и пожелали оказаться «под зонтиком» ЕС и НАТО. Подписание ассоциативного соглашения этими тремя странами произошло невзирая на отчаянное сопротивление, угрозы России. Молдове угрожали сепаратизмом в Приднестровье, от Украины отторгли Крым, угрожали дестабилизировать ситуацию на всей ее территории. В целом планы не удались, а творящееся на юго-востоке Украины скоро прекратится. Тоже самое произошло с Грузией: Россия оккупировала Абхазию, Южную Осетию. А сейчас Абхазия, говорят, может войти в состав России. Но в результате все эти страны продолжили путь своей интеграции. Это дает снование полагать, что Азербайджан, Армения, страны Центральной Азии также однажды интегрируются в Европу, этим странам удастся вырваться из тисков российского влияния, — говорит политолог. — Кстати, добиться этого удалось благодаря большим условиям как самих республик, так и США, и Европы. Только находясь вместе с Европой Азербайджан сможет урегулировать нагорно-карабахский конфликт. Россия потеряет интерес к конфликту, поймет наконец, что он не смог удержать нашу страну от сближения с Западом».
В.Гулазаде отметил, что никто не знает, что в душе у руководства страны, которое заявляет часто о нейтралитете. Оно озвучивают мысли, способствующие тому, чтобы они удержались у власти, считает он.
По мнению политолога, власти не захотели в лишний раз злить Россию, поэтому провозглашает нейтралитеты, а на самом деле Азербайджан — страна, ориентированная на Запад.
В заключении беседы политолог добавил, российская политическая авантюра стала очевидна даже для продавца зелени на рынке, для людей, которые вне политики.
Политолог Арастун Оруджлу, считает, что возможности интеграции в ЕС всегда существовали для Азербайджана. Вопрос заключался лишь в том, насколько руководство Азербайджана готово к этому и желает этого. Но пока что Азербайджан, к сожалению, придерживается политики нейтралитета, не интегрируется в какие -либо международные структуры, проводит так называемую сбалансированную политику, которая не столь успешна, полагает эксперт.
«Я безусловно испытываю радость за эти страны: это совершенно новое качество для государств, которые спустя некоторое время будут выглядеть по-другому. Но, к сожалению, наша власть относится к стране как к своей собственности, распоряжается ей так, как желает. В отличие от граждан Грузии, Украины, Молдовы, мы полностью отчуждены от принятия политических решений»,- сказал он.
«Как вы относитесь к аргументам провластных политических экспертов, которые акцентируют внимание на потерях, которые понесла Украина и Грузия?»,- поинтересовался наш корреспондент.
«А разве мы потеряли меньше? В Грузии Абхазию и Южную Осетию считают временно потерянной. Аргумент связанный с Карабахом очень неудачен. Тем более, что мы имеем влияние в Карабахе ровно настолько, насколько Грузия — в Абхазии и Южной Осетии. Более того, в ближайшие годы, насколько я понял со слов президента Алиева во время его речи в ПАСЕ, этого не ожидается. Получается, что де -факто мы в таком же положение, что и Грузия.»,- ответил он.
Касаясь того, почему мы требуем помощи мирового сообщества в карабахском урегулировании, если власть «ни против кого и ни за кого», А.Оруджлу сказал, что это и является показателем нерациональности внешней политики, ничего странного тут нет.
«Карабахской политики у властей нет и ее не было никогда. Карабах- разменная монета как во внутренней, так и внешней политике. Это инструмент для обвинения политических оппонентов, и разменная монета для избежание интеграционных процессов, для дистанцирования от различных международных структур. Вот вам и весь смысл карабахской политики. Приоритеты для политического истеблишмента иные: во-первых, они должны быть у власти, во-вторых, чтобы находиться у власти, они должны полностью изолировать страну от внешнего мира»,- заключил политолог.
Эмиль Мустафаев