— Во-первых, никто никого – за исключением желтой прессы не называл убийцей. Официально правоохранительные органы всего лишь предъявили вашему соотечественнику обвинение в убийстве, которое еще необходимо доказывать путем выполнения целого ряда процессуальных действий, которые должны подтвердить или опровергнуть первоначальную гипотезу. Поэтому никто не отрицает факт убийства, но и никто не называет человека убийцей, он пока всего лишь подозреваемый.
— Но каждого подозреваемого не везут с такой помпой, и не демонстрируют акт задержания по ТВ, и уж тем более на прием к министру внутренних дел РФ не везут…
— Что касается реакции правоохранительных органов и руководства политических слое страны, то это нормальная реакция на преступления подобного рода.
Если вы помните, еще полгода тому назад в Подольске (Московская область) армянский гастарбайтер, управляя неисправным грузовиком, груженым щебнем, протаранил рейсовый автобус, в результате чего погибло 18 человек. Реакция полицейского руководства была определительно такой же громкой и шумной. И тот же самый армянин также долгое время был «звездой интернета», как принято у нас говорить, на протяжении 2-х недель. Разница лишь только в том, что он сам также пострадал в ДТП, которое случилось по его же вине. Но при этом он никуда не пытался скрыться с места преступления.
— Это тот самый армянин, которого перед тем. Как привести в зал суда, почему-то вырядили в женское платье? Сотрудники правоохранительных органов? Это была часть задуманного шоу или же обычное нарушение прав заключенного? В данном случае, не важно, кем он был – армянином или же азербайджанцем.
— Мы сейчас пока что говорим о реакции правоохранительных органов. В Бирюлево было совершено такое же резонансное убийство. Как в случае с армянином, также и в случае с азербайджанцем эти два преступления вызвали крайне негативную реакцию коренного местного русского населения. Естественно, что в стране регулярно происходят убийства, которые такой реакции не вызывают. И всякий раз, когда возникает угроза, как говорил Пушкин «русского бунта – бессмысленного и кровавого», сотрудники правоохранительных органов крайне жестко реагируют на подобные преступления. Им дан полный карт-бланш, и они были освобождены от полной ответственности, которая могла возникнуть в результате совершения ими жесткого оперативного мероприятия. Поэтому до тех пор, пока преступление не резонансное, то поимка проходит тихо и незаметно. Но когда это преступление несет в себе угрозу беспорядков в стране, когда грозят стихийные волнения и так далее, можно сразу же сделать вывод: чиновничество не боится этнической преступности. Оно беспокоится, когда начинаются массовые волнения коренного населения в стране. И не важно, кто его совершил: чеченец, таджик или узбек. Пока оно резонансное, то на поимку преступника будут брошены все силы и средства, сотрудники госорганов освобождаются от любой ответственности в случае неправомерного применения силы или превышения полномочий, после чего полицейская машина действует максимально эффективно, зная, что в случае «перегиба палки» для достижения эффективного результата никто их преследовать в административном или уголовной порядке не будет.
К сожалению, в России сотрудники правоохранительных органов законодательно не защищены по поводу своих действий. И если в других странах мира полицейский применяет силу или оружие и суд оценит его действия, учитывая факт презумпции невиновности, российские правоохранители сначала подумать: правомерно ли он применят оружие, и лишь затем его применить. В силу этого обстоятельств полиция получает карт-бланш только в том случае, если преступление резонансное. Тогда факт общественного внимания предполагает более широкий спектр действий, нежели расследование банального преступления. Исходя из этого возможно и присылка вертолета для поимки подозреваемого, и отвоз к министру внутренних дел.
В случае с армянином, совершившим ДТП в Подольске, высокопоставленные чиновники Московской областной прокуратуры, чиновники МВД, а также непосредственно принимали решения в задержании и дальнейших действиях по отношению к этому преступнику. Поэтому я не вижу принципиальной разницы между этими двумя случаями.
— В связи с событиями, развернувшимися в Бирюлево, начались гонения на мигрантов, в частности, на наших соотечественников. Снова начались разговоры о нечеткой законодательной базе относительно мигрантов. Так почему же Россия не разработает четкого закона о мигрантах? Или это выгодно для чиновников от власти чисто из коррупционных соображений? Ведь, для того, чтобы машина хорошо работать, мотор постоянно должен был смазан маслом, а коррупционный мотор – деньгами. И не кажется ли вам странным, что всяких раз, когда совершается, по вашим словам, резонансное убийство, Дума бросается пересматривать закон о мигрантах и сделать его более жестким. А почему бы просто не разобраться со всеми этими вопросами, если не раз и навсегда, то в серьез и надолго?
— На мой взгляд, законодательное урегулирование по вопросам миграционной политики России весьма серьёзно. Оно в полной мере достаточно, поскольку еще в 2001 году я лично принимал участие в работе межведомственной комиссии при министерстве юстиции (в то время в министерствах существовали отделы по миграционной политике). Этот вопрос находится в сфере моей профессиональной компетенции уже лет 12, поэтому говорить обо всех нюансах могу говорить ответственно и с полным сознанием дела. Весь вопрос заключается в следующем: Россия – вторая в мире страна по числу мигрантов, задействованных в экономике. Вместе с тем, Россия является, пожалуй, единственной страной, которая до сих пор не обустроено порядке 20 процентов государственной границы. То есть, фактически Россия является проходным двором для выходцев из других стран мира. Приведу пример, чтобы вы поняли, насколько наши границы уязвимы: в 2006 году лично я принимал участие в задержании 26 лаосцев на территории Тульской области, которые через Киргизию, а затем по Казахстанской степи перешли Государственную границу, а оттуда уже добрались до России. Более вопиющий случай был в 2009 году, когда полицейские силы приграничного между Россией и Норвегией районом, где живет племя сколтов, которое обладает некой административной автономией, задержали в тундре 28 выходцев из Афганистана, которые перешли границу России. Исходя из этого, можно сказать, что не обустроенность российских границ – что ни для кого не секрет – является основанием для свободного перемещения больших масс нелегальных мигрантов на нашу территорию. И до тех пока мы не решим этот вопрос, а это, прежде всего, переход через российско-украинскую и российско-казахстанскую границу, Россия будет проходным для мигрантов.
— Но вопрос этот решается или он, как говорится, завис в воздухе?
— Вопрос решается, но сами поймите: протяженность российско-казахстанской границы составляет порядка 7 тысяч 300 км. И чтобы ее технически обустроить по всем международным соглашениям, это произойдет только к концу 2018 года. Как только процесс обустройства госграницы закончится, нелегальные мигранты потеряют возможность через эту границу перебегать. Но пока что процесс обустройства не закончен, технически эта проблема будет решаться на уровне массовых полицейских мероприятий.
Да и еще один нюанс: В России есть целый ряд диаспор из стран дальнего зарубежья, которые искусственно создавались именно в России. Например, в годы СССР целенаправленно вывозилась рабочая сила из Вьетнама для задействования их силы на предприятиях в сфере легкой промышленности. То есть, вьетнамцы, которые сейчас проживают на территории России, они не перебежали сюда после развала СССР, они были завезены сюда еще в начале 70-х годов прошлого века. И сейчас уже в России живет третье поколение вьетнамцев. Причем люди вывозились в СССР на работу по административному принуждению. То есть, был выбор: или тюрьма во Вьетнаме, или выезд на работу в СССР. В основном, это касалось представителей северо-вьетнамских племен, которые отличались коллаборационизмом во время китайско-вьетнамской войны. И они были поставлены перед таким выбором. И поэтому проблема миграции – это не только проблемы, идущие со времен распада СССР, но и частично это последствия экономической политики в рамках стран этнического содружества во времена СССР. Поэтому проблема мигрантов более масштабная, глобальная и серьезная, нежели это пытаются некоторые журналисты, особенного молодого поколения, которые не жили в СССР, или же родились в СССР, но воспитывались уже при совершенно другом строе постсоветского пространства. Россия – богатая страна, которая нуждается в большом количестве трудовых ресурсов. Поэтому миграция будет неизбежна по одной простой причине: она необходима.
Яна Мадатова, Москва, 24.10.2013









